РИГА, 21 фев — Sputnik, Марина Петрова. Чтобы понять, каким будет новое правительство, необходимо разобраться, почему пал кабинет Лаймдоты Страуюмы. На этот счет есть противоположные версии.
"Главной задачей Страуюмы было хорошо провести председательство Латвии в Совете ЕС, и это было сделано на достаточно высоком уровне, другие государства тоже оценили. Поэтому Страуюма выполнила одну из своих основных задач, которую она поставила как приоритет", — говорит Sputnik председатель новой премьерской партии "Союза зеленых и крестьян" (СЗК) Арманд Краузе.
"Нужно помнить о том, что когда утверждали правительство Страуюмы, одним из приоритетов было председательство в Совете ЕС. Этот процесс закончился и правительство — тоже. Второе: Страуюма начала резко терять популярность в обществе, и с этим тоже нужно было что-то делать", — говорит Sputnik политолог Филипп Раевский.
По словам представителя фракции бывшей премьерской партии "Единство" Эдварда Смилтенса, решение об отставке Страуюма приняла самостоятельно: "На нее свалились такие важные вопросы, как геополитическая ситуация и события на Украине. После этого была президентура в Совете ЕС, с которой она блестяще справилась, а также вопрос беженцев, который тоже упал, как снег на голову. Со всеми вопросами Страуюма справилась. Но в конце прошлого года она приняла решение завершить работу в должности премьера. Это было ее решение. Именно оно и стало поводом для формирования нового правительства".
Оппозиционные депутаты, наблюдавшие за процессом со стороны, сомневаются, что все происходило так невинно. "На эту ситуацию повлиял еще один недуг латвийской политики — кулуарные интриги. Партия власти "Единство" сама и повалила собственное правительство, взамен не только не предложив ничего нового, но и утратив последние остатки доверия своих избирателей", — говорит Sputnik Валерий Агешин.
Старые новые приоритеты
Коалиция исходит из того, что правительство Страуюмы ушло, достигнув своей цели. Соответственно, цели нового правительства Мариса Кучинскиса должны быть совершенно иные.
"Большое внимание мы будем уделять реформам в сфере образования и здравоохранения. Новые трудности, с которыми мы столкнулись — это вопрос кризиса беженцев в Европе и национальная безопасность. Еще один важный приоритет — экономика Латвии и ее развитие", — рассказывает Краузе.
Этими вопросами занималось и правительство Страуюмы. Но Арманд Краузе утверждает, что принципиальная разница заключается в том, что решать задачи будет другая партия. "СЗК, в отличии от "Единства", будет очень много внимания уделять местным проблемам, будет развивать экономику и заниматься национальными делами, поскольку у нас больше нет цели работать в ЕС как председательствующая страна", — говорит представитель СЗК.
Оппозиция, в свою очередь, считает, что две партии не особенно отличаются друг от друга: обе — правые, обе в правительстве не первый год. А значит, СЗК несет ответственность за все промахи предыдущих кабинетов, в том числе правительства Страуюмы.
"Это невыполнение обещаний по снижению налогов, спонтанное введение новых налогов, это скандальные ситуации с банком Citadele и с авиаперевозчиком airBaltic, это бесконечная история с закупкой поездов для предприятия Pasažieru vilciens, это хаос в системе здравоохранения, это курьезная реформа оплаты труда педагогов. Чрезвычайно высокомерное отношение к жителям собственной страны и избирателям стало фирменным знаком предыдущей коалиции, которая мало чем отличается от нынешней. Кроме персоналий", — считает Валерий Агешин.
Кадры решают все
По словам политолога Филиппа Раевского, в случае с правительством дьявол кроется в деталях — то есть, в тех самых персоналиях: "В первую очередь, у нас новый премьер-министр. Во-вторых, поменялись люди на ключевых постах — поменялись министр финансов, благосостояния, экономики и сообщений. В третьих, мы видим, что будут изменения в парламенте, в комиссии по бюджету и финансам, что свидетельствует о том, что происходят реальные изменения в позициях во власти".
Первая и главная новость утвержденного кабинета министров — это его руководитель, премьер-министр Марис Кучинскис. Критики говорят о его минусах — например, о незнании английского языка. Сторонники вспоминают плюсы — большой политический опыт.
"Кучинскис — очень опытный политик и это редкость. Он прошел через все уровни власти: начал политическую карьеру депутатом в Валмиерской думе, потом был мэром Валмиеры, потом был избран в парламент, был министром регионального развития, руководителем крупнейшей тогда фракции Народной партии в Сейме. Думаю, его как политика это укрепило и закалило", — вспоминает политолог Филипп Раевский.
Коллега Кучинскиса по партии Арманд Краузе обращает внимание на "региональный опыт" нового главы правительства: "Новый премьер-министр очень хорошо связан с самоуправлениями, хорошо разбирается в ситуации и знает проблемы городов Латвии. Поэтому курс нового правительства им понятен".
Другими словами, Марис Кучинскис будет концентрироваться на внутренней политике, поскольку для полноценной работы на внешней орбите ему элементарно не хватает знаний английского языка. Можно предположить, что на западном направлении свои позиции еще больше укрепит министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс, который всегда отличался критичной позицией по отношению к России, поддерживает расширения НАТО, проект Восточного партнерства и другие европейские инициативы.
Для баланса
Еще одна новая фигура — "товарищ" премьер-министра или вице-премьер. Эту новую (забытую) должность занимает бывший парламентский секретарь Минфина, экс-президент издательства Diena, экс-депутат Сейма, представитель "Единства" и новый министр экономики Арвилс Ашераденс. Кстати, на посту министра экономики он сменил представительницу СЗК Дану Рейзниеце-Озолу, которая теперь возглавляет Минфин.
Это означает, что крайне болезненный для латвийско-российских отношений вопрос либерализации газового рынка предстоит решать представителю "Единства" Ашераденсу (весьма проевропейски настроенному), а заведовать государственными финансами (определяя реальную политику в стране) предстоит СЗК.
По словам Филиппа Раевского, новая должность вице-премьера нужна, чтобы сбалансировать власть, поскольку "Единство" растеряло часть влияния в новом кабинете. "Учитывая, что экономика — один из приоритетов нового правительства, думаю, возможность стать влиятельным игроком у Ашераденса есть. Все будет зависеть от личных качеств министра экономики", — говорит он.
На дальней орбите
В правительстве есть еще несколько "вожделенных" портфелей, за которые шла особенно ожесточенная борьба между партиями. Самым лакомым оказалось Министерство сообщения, которым ранее руководил представитель "Единства" Анрийс Матисс. Именно после его отставки зашаталось правительства Страуюмы. "Единство" хотело оставить это министерство за собой, но в итоге оно попало в руки к бывшему министру благосостояния, представителю СЗК Улдису Аугулису.
"Это очень влиятельное министерство. На следующих выборах в самоуправления Минсообщения занимается переделом бюджета на транспортные нужды и строительство дорог. Минсообщения имеет серьезное влияние на региональное развитие, а это очень важно перед выборами в самоуправления", — говорит Филипп Раевский. Помимо строительства дорог это ведомство будет курировать многомиллионную сделку по закупке поездов, которая неоднократно срывалась.
Кроме Минсообщения "Единство" претендовало на Министерство юстиции, которое осталось в ведении "Национального объединения". "Партия "Единство" считает, что в этом секторе накопилось очень много вопросов", — говорит представитель этой партии Эдвард Смилтенс.
Третий спорный портфель — Министерство регионального развития. "В бюджете этого министерства также заложены очень большие деньги, в том числе и европейские бюджетные деньги. За этот пост также велась закулисная борьба", — напоминает Раевский. В итоге оно осталось в ведении "Национального объединения" и его представителя Каспара Герхардса.
Без денег, но со скандалом
Есть еще одно министерство, которое успело оскандалиться еще до утверждения кабинета. Речь идет о Министерстве образования и науки (МОН), которому предстоит решать потенциальный вопрос перевода русских школ на латышский язык обучения. О том, что такой переход будет, заявил один из лидеров "Национального объединения" Райвис Дзинтарс еще во время предварительных переговоров с Кучинскисом. А новый глава МОН — Карлис Шадурскис — руководил этим ведомством во время предыдущей волны языковых реформ в образовании.
По словам представителя СЗК, вся ответственность в этом вопросе ложится на партию "Единство". А по словам представителя "Единства", стремление к латышскому языку — нормально, но кардинальных перемен не предвидится. Однако все эти обстоятельства вызвали беспокойство в обществе — вопреки обещаниям премьер-министра не делать резких движений.
"Мы этот пункт категорически не поддерживаем, поскольку сегодня абсолютное подавляющее большинство выпускников латвийских школ нацменьшинств не имеют вообще никаких языковых барьеров и свободно владеют языками. И я не думаю, что до 2018 года, а это год следующих выборов в следующий Сейм, коалиции удастся что-то сделать в этом направлении. Это реверанс в сторону Нацобъединения", — говорит Валерий Агешин.
А если что-то пойдет не так, то "Согласие" может занять резкую позицию: "Если Шадурскис все-таки будет пытаться играть какую-то роль в вопросе языковых реформ в школах национальных меньшинств, то мы — партия "Согласие" — будет самым активным образом противодействовать этим начинаниям".