РИГА, 15 фев, Sputnik, Марина Петрова. Организаторами памятного мероприятия выступили Ассоциация проживающих в Латвии ветеранов войны в Афганистане и Фонд памяти павших в Афганистане. В церемонии приняли участие мэр Риги Нил Ушаков и председатель комитета по безопасности, порядку и предотвращению коррупции Рижской думы "афганец" Дайнис Турлайс.
"Наверное, нет одного слова, которым можно было бы описать те чувства, с которыми я сюда прихожу, — делится со Sputnik воспоминаниями Дайнис Турлайс. — С одной стороны, есть отголоски неописуемой радости. Я закрываю глаза и помню 15 февраля как будто это сегодня: светит яркое солнце, играет оркестр, гремит салют, звучат торжественные речи.
Я вижу мост и белую линию, обозначающую государственную границу, и слезы радости в глазах, когда я пересек эту границу 15 февраля 1989 года. И было такое ощущение, что все то тяжелое и трагическое в моей жизни, все позади. А впереди ясная, яркая и красивая жизнь, как это солнце 15 февраля 1989 года".
С другой стороны, говорит он, тяжким грузом на сердце лежит память об огромных потерях. "Было потеряно почти 15 тысяч человеческих жизней. Это боль для родителей, близких и детей тех солдат, у кого они были, а сколько было ребят, которые, увы, не оставили после себя потомство. Конечно, это боль. Это боль невосполнимой утраты", — говорит он.
Каждый год в этот день латвийские ветераны-афганцы приходят к памятнику, чтобы почтить память своих павших боевых друзей.
"Это долг и обязанность перед теми тысячами ребят, которые положили свои головы, — громко и ясно сказать об уроках, которые мы должны извлечь из войн. И чтобы нынешние политики, разные общественные деятели и активисты не пудрили людям мозги о справедливых войнах, о каких-то их высоких целях. Война есть только одна — разрушительная, убийственная, грешная и пагубная. Нет других войн", — подчеркивает Sputnik Дайнис Турлайс.
В Латвии сегодня живут около 2500 "афганцев".
"В той войне участвовали 3650 человек из Латвии, 51 из них погиб, еще один считается пропавшим без вести. Еще 11 человек, которые призывались из Латвии, были похоронены не на нашей территории, поэтому здесь они не входят в список погибших", — говорит Sputnik бывший глава Ассоциации проживающих в Латвии ветеранов войны в Афганистане Гунар Русиньш.
Латвийские ветераны и инвалиды войны в Афганистане спустя 27 лет после ее окончания не имеют официального статуса и соответствующих социальных гарантий и льгот. В конце прошлого года Сейм в очередной раз отклонил законодательные поправки, призванные изменить данное положение.
"Государство не предоставляет ветеранам Афганистана в Латвии никаких привилегий, льгот и поддержки. Ничего нет. Кто-то из "афганцев" работает и получает зарплату, кто-то пенсионер и получает пенсию. Но те, кто был рядовыми солдатами в Афганистане, в Латвии получают пенсию только по старости. Пенсии по выслуге нет", — говорит Sputnik Дайнис Турлайс.
"Мы всегда настаивали на том, чтобы у нас были социальные гарантии. Главным образом медицинские, все остальное люди сами смогут себе купить. Медицина нам очень нужна. Моложе мы не становимся", — говорит Гунар Русиньш.
Еще одна важная часть помощи ветеранам афганской войны — реабилитация. Ее после войны прошли всего пять "афганцев" из Латвии.
"У тех, кто ее не прошел, нарушена психика. Физические травмы можно вылечить, а психические — нет, если не работать с этим человеком. Поэтому многие из них до сих пор страдают от афганского синдрома", — говорит Sputnik Гунар Русиньш.
"Психологические травмы есть. Очень часто ребята спиваются, становятся наркоманами или кончают жизнь самоубийством", — добавляет он.
Сами латвийские ветераны-афганцы также говорят о несправедливости. Андрей отслужил в Лашкаргахе — городе на юге Афганистана — год и три месяца, а печать войны, по его признанию, осталась на всю жизнь.
"Сны мне перестали сниться только через 15 лет после окончания войны. Если бы еще государство было бы повнимательнее как, например, в Литве или Эстонии, то было бы лучше, конечно. А так мы получаемся сами по себе", — рассказывает он Sputnik.
По его словам, "афганцам" сейчас крайне не хватает поддержки и медицинской помощи со стороны государства. "У меня, например, к моим 50-ти годам дала о себе знать больная с 1986 года нога. На лечение нужны деньги. На работе мне помогают, а от государства помощи никакой", — сетует он Sputnik.
Латвийские "афганцы" сегодня оказались не нужны стране. "Здесь нам в открытую всегда говорили, что мы оккупанты афганского народа. Это сейчас уже более лояльно стали относиться. А после восстановления независимости Латвии нам открыто говорили: мы вас в Афганистан не посылали. А что, я сам туда поехал? Меня туда послали, я и поехал. А сейчас от нас дистанцируются", — говорит бывший "афганец".