РИГА, 13 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. Андрейс Жагарс — актер, режиссер, ведущий передачи "Большой балет", бывший руководитель Латвийской национальной оперы — так популярен, что его узнают на улицах Москвы, подходят, говорят спасибо. И Жагарсу это нравится.
"В России очень открытые, душевные, эмоциональные люди. В Латвии все иначе — у нас люди более закрытые, и если узнают актера или популярного телеведущего на улице, то просто проходят мимо", — говорит он.
В 2013 году, сразу после того, как противостояние с тогдашним министром культуры Латвии Жанете Яунземе-Гренде закончилось для Андрейса Жагарса отставкой, его пригласили в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставить оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Тогда он поразил искушенную московскую публику необычным видением классики. И вот в конце прошлого года театр вновь обратился к латвийскому режиссеру с предложением поставить оперу "Манон".
Андрейс Жагарс, как обычно, собрал свою латвийскую команду — сценографа Рейниса Сухановса, видеохудожницу Инету Сипунову, художника по костюмам Кристине Пастернаку, выписал из Англии художника по свету Кевина Вин-Джонса и приехал в Москву работать над "Манон". Но оказалось, что ставить нужно… другую оперу.
"Когда я получил это предложение, подумал, что речь идет о композиторе Джакомо Пуччини. Несколько лет назад я ставил его "Манон Леско" в Эстонии. А уже в Москве оказалось, что от меня ждут оперу "Манон" Жюля Массне. Хорошо, что я в любом случае планировал перенести действие из конца XIX века в 60-е годы прошлого. Так что адаптировать Массне оказалось несложно", — вспоминает режиссер.
Работать в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Жагарсу очень нравится: там царит порядок, к которому он привык, "все работает, как хорошие часы с отлаженным механизмом". Когда латвийский режиссер ставил "Тангейзера", то смог воплотить самые смелые и сложные идеи. Все декорации, созданные еще одним знаменитым латышом — сценографом Андрисом Фрейбергсом, были воплощены в жизнь, все костюмы, которые нарисовала Кристине Пастернака, сшили очень качественно.
"Думаю, режиссеры из стран Балтии так востребованы сегодня в России, потому что и до 1991 года, и после распада Союза, вне зависимости от политических отношений наших стран, творческие связи в сфере культуры не прерывались: люди дружили и продолжают дружить", — говорит Жагарс.
Еще в 1991 году был заключен договор о сотрудничестве между министерствами культуры Российской Федерации и Латвийской Республики. Жагарс вспоминает, что пока он был директором Латвийской Национальной оперы с 1996 по 2013 года, театр трижды устраивал обменные гастроли с Москвой.
Жагарс рассказал Sputnik, когда он планирует вновь работать в Риге, из-за чего Кристина Ополайс больше не выступает в Латвии и как ему удалось стать подходящим партнером для Илзе Лиепа. Полный текст интервью читайте здесь >>