В Брюсселе прошла двухдневная встреча министров обороны государств-членов Североатлантического альянса. Главной темой переговоров было укрепление восточных рубежей альянса, их защита от российской агрессии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил, что "альянс должен нарастить возможности для защиты от гибридных угроз, исходящих от Москвы", которая "считает возможным изменять границы в Европе, в частности на Украине и Грузии".
Генсек НАТО не захотел вспоминать, что перекраивать границы на Старом континенте начал именно Североатлантический альянс, когда в 1999 году совершил агрессию против Югославии, расстреливал ее объекты жизнеобеспечения, мирных жителей, а потом оторвал от страны целую область – Косово и Метохию.
А перед этим член НАТО Турция отняла 40% территории острова и государства Кипр и удерживает его своими войсками более тридцати лет.
А один из основателей Североатлантического блока – Великобритания уже без малого триста лет как владеет возвышающейся над Гибралтарским проливом скалой, с которой контролирует все проходящие мимо суда и корабли. И никак не реагирует на требования другого члена НАТО, Испании, вернуть ей незаконно отторгнутую землю королевства…
"Адаптация к новой обстановке"
Но вернемся к заседанию министров обороны НАТО. С одной стороны, Столтенберг утверждает, что "мы не видим немедленной угрозы со стороны России для какого бы то ни было члена НАТО". И тут же добавляет: "Однако мы видим на востоке Россию, которая много инвестирует в армию, которая проводит внезапные учения, не ставя в известность партнеров, которая прибегает к силе, чтобы запугивать соседей, поэтому мы должны адаптироваться к новой обстановке в области безопасности".
"Адаптацию к новой обстановке" НАТО начало задолго до того, как, по словам Столтенберга, Россия начала изменять границы в Европе. Североатлантический альянс разместил на авиабазах Зокняй под Шауляем и Эмери под Таллином свои многоцелевые самолеты, способные нести к цели атомные бомбы свободного падения В61. Двести таких бомб США держит на своих базах в Европе – в Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах и в Турции.
Самолеты альянса несут боевую службу в воздухе у границ России и в любую минуту могут развернуть свой полет в глубину российской территории. И это дежурство они начали нести за несколько лет до Крыма.
А чуть раньше Брюссель модернизировал военную инфраструктуру балтийских стран – построил новые и модернизировал старые дороги, на которые теперь могут садиться натовские истребители, разместил там радиолокационные станции слежения, развернутые в сторону европейской части России, построил склады для боевой техники, усовершенствовал полигоны, которые остались здесь с советских времен, обеспечил местные армии натовскими инструкторами, которые подгоняли литовские, латышские и эстонские войска под боевые стандарты альянса.
Потом батальоны балтийских стран демонстрировали, чему они научились у заокеанских инструкторов, в боевых действиях в Ираке и Афганистане (теряя там своих людей).
После уэльского саммита НАТО 2014 года, принявшего решение об усилении обороны восточноевропейских государств от "непредсказуемой российской агрессии", Брюссель начал создавать Силы быстрого реагирования в 40-50 тысяч человек, которые в течение 5-7 дней должны быть готовы вступить в бой против вероятного противника. Для руководства этими силами в шести государствах Европы – Болгарии, Румынии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии – созданы постоянные штабы в количестве 40-50 военнослужащих каждый.
В Румынии, в местечке Девиселу развернут позиционный район американской системы ПРО Aegis с противоракетами SM-3. Пусковые установки этих ракет Mk-41 могут запускать и крылатые ракеты большой дальности "Томагавк", в том числе с ядерными боеголовками. Такой же позиционный район США собираются развернуть и в Польше.
Соломоново решение альянса
А пока министры обороны, собравшиеся в Брюсселе, приняли решение предложить своим президентам разместить в восточноевропейских странах по тысяче военнослужащих – всего шесть тысяч. США уже перебросили для них из-за океана 250 танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров, не считая авиации, включая АВАКСы, и другой тяжелой техники. В том числе и инженерной.
На обеспечение их деятельности Пентагон выделил аж 3,4 миллиарда долларов. Из них на пятитысячный американский контингент один миллиард, на переброску в Европу дополнительного заокеанского вооружения еще 1,9 миллиарда, плюс 163 миллиона пойдут на активизацию учений у российских границ. Столтенберг заявил, что "их будет все больше, больше и больше…".
А чтобы Москва не возмущалась, что Брюссель нарушает Основополагающий акт Россия-НАТО, подписанный в 1997 году и запрещающий размещать на постоянной основе значительные контингенты войск на границах друг друга, в альянсе нашли соломоново решение: каждые полгода ротировать (менять) эти контингенты. Тяжелая техника там остается, так она – не контингент. О ней в основополагающем акте ни слова не сказано.
Москва не втянется в гонку вооружений
Но Москву невозможно втянуть в разорительную гонку вооружений, на что подспудно рассчитывают в Вашингтоне и Брюсселе. Москва не выйдет за пределы средств, отпущенных на госпрограмму вооружений 2010-2020 гг. Там, как известно, на десять лет заложено 20 триллионов рублей, или 350 миллиардов долларов по нынешнему курсу. А США ежегодно тратят на свои военные расходы в среднем по 600 миллиардов.
Тем не менее, у России есть все необходимое и достаточное: ракетно-ядерный щит, танковые войска, и артиллерия, и оперативно-тактические ракеты "Искандер-М", которые могут достать и позиционный район ПРО в Румынии и в Польше, а также крылатые ракеты "Калибр-НК", удары которых по террористам "Исламского государства" с кораблей Каспийской флотилии и с дизельной подводной лодки "Ростов-на-Дону" видел весь мир, что называется, в прямом эфире. А еще стратегические и дальние бомбардировщики, работу которых тоже ощутили на себе боевики ИГИЛ.
Российские военные не тратят лишних денег – даже создание новой танковой армии и трех новых дивизий на Западе страны не потребовало и не требует дополнительных расходов. Все структурные преобразования будут сделаны на базе существующих бригад и полков, которые объединят в новые соединения и переформатируют, увеличив таким образом их ударные и оборонительные возможности. Прикрыв новые части зонтиком войскового ПВО, куда сегодня поступает самая современная зенитно-ракетная техника.