РИГА, 22 дек — Sputnik. Микросхемы модуля памяти бортового самописца сбитого турецкими ВВС в Сирии российского бомбардировщика Су-24М оказались сильно повреждены, и пока невозможно считать с них информацию. Понадобится помощь российских научно-исследовательских учреждений, ход расшифровки будет довольно длительным, заявил накануне на брифинге заместитель начальника Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.
Российский Су-24 был сбит 24 ноября турецким истребителем F-16 над сирийской территорией и упал в четырех километрах от границы с Турцией. Президент РФ Владимир Путин назвал это "ударом в спину со стороны пособников террористов". Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО.
Бортовой самописец Су-24 был вскрыт специалистами в пятницу в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК), работы транслировались в прямом телеэфире. Из самописца специалисты извлекли модуль памяти. Отмечалось, что платы модуля имеют повреждения, было принято решение провести их дополнительное исследование.
Замечаний не было
Международные наблюдатели не высказали никаких вопросов по работе с самописцем, заявил в начале брифинга Байнетов.
По словам генерала, на процедуре работ с самописцем присутствовал также начальник службы безопасности полетов и летных испытаний ОАО "Московский вертолетный завод", работа проводилась под руководством членов комиссии по расследованию авиационного происшествия специалистами предприятия-изготовителя совместно с представителями МАК.
Серьезные повреждения
Байнетов рассказал, что корпус "черного ящика" серьезно поврежден. "Установлено, что корпус накопителя имеет проникающее механическое повреждение до внутреннего контейнера, электрический жгут коммутации аварийного накопителя с бортом самолета оборван", — отметил он.
Генерал сообщил, что рентгенографический контроль, выполненный в лаборатории МАК, показал разрушение 13 из 16 микросхем модуля памяти. Остальные три микросхемы повреждены, две из них неисправны.
"Микросхема с порядковым номером BDD5 может находиться в исправном состоянии, так как однозначные повреждения ее внутренних элементов на рентгенографическом изображении не просматриваются", — сказал генерал.
Но пока "добыть" информацию не удастся. "Существующими методиками, с использованием штатного оборудования завода изготовителя ОАО "Измеритель" и Межгосударственного авиационного комитета восстановление и считывание полетной информации с микросхем в настоящий момент не представляется возможным из-за их внутренних повреждений", — заявил Байнетов.
Нужны помощь и время
Для продолжения работ потребуются как силы сторонних специалистов, так и время, сказал Байнетов.
"Комиссией по расследованию прорабатывается вопрос о привлечении специализированных научно-исследовательских учреждений, имеющих возможность считывать информацию непосредственно с кристалла микросхемы", — сообщил он.
"Для выполнения этой работы, к сожалению, потребуется достаточно длительное время, будет сделано все возможное для ее успешного выполнения", — сказал генерал. Результаты работы будут регулярно обнародоваться, добавил Байнетов.