РИГА, 26 ноя — Sputnik. В Латвии продолжаются дебаты в связи с предполагаемой закупкой российских самолетов Sukhoi Superjet национальной авиакомпанией airBaltic. Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма сегодня, 26 ноября, сообщила в интервью передаче LNT 900 секунд, что кабинет министров не может дать гарантии того, что национальный авиаперевозчик airBaltic не купит самолеты российского предприятия Sukhoi.
В то же время она признала, отмечает BaltNews, что в акционерном договоре нет пункта, предусматривающего обязательную покупку самолетов Sukhoi. Премьер пояснила, что если Сейм проголосует против инвестирования в airBaltic 80 млн. евро из госбюджета, то придется искать другие возможности. И Китай может стать одним из направлений. По ее словам, переговоры начаты, но процес будет долгим.
При этом ряд политиков Латвии выступает категорически против покупки российских самолетов.
Лидер партии "Единство" Солвита Аболтиня, сообщает LSM.lv, выступая на днях в эфире LTV, отметила, что Сейму, голосуя за государственный заем airBaltic, "следует учитывать интересы государства в целом, поскольку авиакомпания является стратегически важным для народного хозяйства Латвии предприятием". По ее мнению, и после привлечения инвестора государству следует сохранить способность влиять на решения компании, особенно относительно приобретения самолетов.
Еще резче, пишет EurAsia Daily, о возможной покупке российских самолетов высказался ее сопартиец, евродепутат от Латвии Артис Пабрикс (экс-глава МИДа, бывший министр обороны страны) — он охарактеризовал потенциальную сделку по покупке построенных в России самолетов для национальной авиакомпании airBaltic как "позорное пятно".
"Нам очень больно смотреть, — сказал Пабрикс, как мы превращаем нашу компанию в источник российской "мягкой силы" в экономике и обществе Латвии".
"Разговоры о приобретении российских самолетов cомнительного качества, на которых в Европе никто не хочет летать — это не только позорное пятно, но и серьезный удар по престижу Латвии и самой авиакомпании. Такое решение не совпадает с интересами государства", — считает Артис Пабрикс.
В свою очередь председатель правления авиакомпании Мартин Гаусс заявляет, что при покупке самолетов будет руководствоваться экономическими, а не политическими соображениями. Закупать Sukhoi Superjet просто выгодней. Претендуют на поставку региональных самолётов на 100 посадочных мест компании Embrer, Bombardier и Sukhoi. Последняя предлагает самые лучшие гарантии и другие дополнительные условия.
SuperJet обходится в 28 миллионов USD, тогда как бразильский Embraer на 10 миллионов дороже, не говоря уже о канадских Bombardier. Самолёты Sukhoi Superjet предполагается закупить в Италии, поэтому и санкции, введённые Евросоюзом в отношении России, на эту сделку не распространяются.
Что касается того, что на этих самолетах якобы никто не хочет летать — это не так, желающие есть, крупную партию самолетов не так давно закупила Ирландия. АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ирландская национальная авиакомпания CityJet подписали соглашение, предусматривающее поставку 15 самолетов SSJ-100, — и опцион еще на 10 самолетов. Стоимость соглашения превышает 1 млрд долларов, включая опции и предоставляемые услуги. Начало поставок запланировано на первый квартал 2016 года.
По безопасность Sukhoi Superjet 100, по мнению руководства airBaltic, не уступает другим самолетам подобного класса. Но, отмечает Мартин Гаусс, будет учитываться и возможность того, что некоторые люди не захотят летать на этих самолётах.
Инвестор авиакомпании airBaltic Ральф Дитер Монтаг-Гирмес также считает, что "нет такого типа самолетов, которые не попадали в аварии — либо из-за технических неисправностей, либо из-за ошибок пилота". А у самолетов Sukhoi Superjet 100, по его мнению, есть преимущества перед конкурентами — и это не только дешевизна, но и уровень комфорта, например, более просторный салон. Также он довольно оптимистично оценил положение airBaltic на данный момент — после реструктуризации, проведенной Мартином Гауссом. "Сейчас, — сказал он в интервью радио Baltkom, — компания в поворотном пункте, в позитивном смысле этого слова, ее ждет развитие, основанное на бизнес-плане "Горизонт 2021".
Напомним, что правительство Латвии уже вложило в капитал airBaltic более 70 млн евро, однако этого оказалось недостаточно.
Поисками инвестора правительство занялось в 2011 году. Был заключен договор с инвестиционной компанией Prudentia. В 2012 году airBaltic объявила о намерении приобрести 20 самолетов Bombardier CS300, и заплатила 15 млн евро аванса. В 2015 году компания объявила, что ей нечем покрывать горящие обязательства перед производителями заказанных бортов.
В состав воздушного флота airBaltiс в настоящее время включены 25 самолетов — 5 Boeing 737-500s, 8 Boeing 737-300 и 12 Bombardier Q400 NextGen. Чистый долг компании airBaltiс на начало 2015 года составляет 170,2 млн.евро, по итогам 2015 года — это возможно уже будет 200 млн.евро.
Самолет Sukhoi Superjet рассчитан на 98 пассажирских мест. Максимальная дальность полета — около 4,5 тысячи километров. К настоящему моменту выпущено 82 SuperJet, еще планируется выпустить 513 самолетов.