РИГА, 9 ноя — Sputnik. Правительство Латвии разрешило продать часть акций национальной авиакомпании airBaltic "подозрительному" немецкому инвестору Ральфу Дитеру Монтагу-Гирмесу. Как сообщил канал LTV-1, кабинет министров назвал несколько условий продажи акций: это поправки в соглашение акционеров "в интересах государства" и разрешение Сейма на инвестирование средств.
Премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила: "Мы не видим другой возможности обеспечить дальнейшее развитие airBaltic".
Исполняющий обязанности министра сообщений, министр внутренних дел Рихард Козловскис уточнил, что продажа части акций Монтагу-Гирмесу не означает обязательства покупать российские самолеты.
"Соглашение акционеров не предусматривает приобретение никаких самолетов, конкретных самолетов — ни Sukhoi Superjet, ни каких-либо других. Этот вопрос находится в компетенции руководства акционерного общества…", — сказал министр транспорта.
Козловскис также заявил, что принятое решение — лучшее из доступных, оно необходимо было, чтобы авиакомпания получила собственный капитал. И если Сейм поддержит это решение, следующей задачей будет поиск стратегического инвестора.
Правительство уже вложило в капитал airBaltic более 50 млн латов (70 млн евро), однако этого оказалось недостаточно. Вкладывать больше правительство не рискнуло, так как Еврокомиссия могла посчитать такие вливания господдержкой, а это требует отдельного согласования. А не спасать airBaltic означало бы потерять последнего в регионе перевозчика и все уже вложенные в него деньги.
Поисками инвестора правительство занялось в 2011 году. Был заключен договор с инвестиционной компанией Prudentia.
В 2012 году airBaltic объявила о намерении приобрести 20 самолетов Bombardier CS300, и заплатила 15 млн евро аванса. В 2016 году компания объявила, что ей нечем покрывать горящие обязательства перед производителями заказанных бортов.
Шпион на "суперджете"
Prudentia объявила о том, что нашла единственного инвестора, готового вложить в капитал airBaltic 52 млн евро (в обмен на 20% акций). Этих денег плюс еще 80 млн евро кредита от государства хватило бы на оплату заказанных самолетов и покрытие дыры в основном капитале.
Тогда же неофициально стало известно о том, что инвестором является немец Ральф Дитер Монтаг-Гирмес. Но в сентябре 2015 года бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс назвал инвестора неблагонадежным и уговорил правительство расторгнуть договор с Prudentia, которая представляла его интересы.
Через месяц выяснилось, что ситуация в airBaltic лучше не стала: компании требовались срочные финансовые вливания, а других инвесторов, кроме Монтаг-Гирмеса, не появилось.
В октябре правительство восстановило сотрудничество с Prudentia и одобрило договор с Монтаг-Гирмесом. Министр Матисс был отправлен в отставку решением премьер-министра. Он до последнего момента настаивал на том, что государству следовало самостоятельно вложить в компанию 75 млн. Но против такого варианта выступало министерство финансов, которое опасалось санкций со стороны Еврокомиссии.
По информации деловых СМИ, инвестор готов вложить в авиакомпанию 52 миллиона евро, получить 20% акций компании, а airBaltic со своей стороны обязуется купить у него пять самолетов Sukhoi SuperJet российского производства.
Сам Монтаг-Гирмес отрицал, что получает финансирование из источников, попавших под европейские санкции против России, — именно такие опасения циркулируют в Латвии. По словам Монтаг-Гирмеса, все 52 миллиона — его личные сбережения.
Напомним, под западные санкции против России не попадает производитель SuperJet — компания "Сухой", зато попадает ее материнская компания — Объединенная авиастроительная корпорация.
Монтаг-Гирмес отрицал и связь со спецслужбами — российскими или германскими. Именно это приписывают ему в российских СМИ. Известно, что Монтаг-Гирмес появился в России еще в начале 90-х в качестве финансового консультанта. Позже он стал замначальника Российского приватизационного центра, предварительно проинформировав компетентные органы о своем пребывании в штате военной разведки Германии. Позже его имя неоднократно упоминалось в качестве персоны, представлявшей интересы российской авиации за рубежом.
Российские самолеты для airBaltic
Авиакомпании airBaltic уже ищет инженеров, которые будут работать с самолетами российского авиапроизводителя Сухой, написала газета Neatkarīgā.
В распоряжении газеты оказался служебный документ о поисках старшего инженера для работы с самолетами Suhkoi Superjet и еще одного инженера, который будет работать в его подчинении.
Ранее сообщалось, что airBaltic получила предложения от трех производителей — японского Mitsubishi, бразильского Embraer и российского "Сухой". По неофициальной информации, самолеты Sukhoi Superjet предлагаются airBaltic на более выгодных, чем у конкурентов, условиях.
В настоящее время главным акционером airBaltic является государство, которому принадлежат 99,8% акций. В прошлом году оборот авиакомпании составил 254,18 млн евро, прибыль — 10,67 млн. евро.