15:02 22 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1030
  • RUB70.3933
Православный крест

Подвижники и жертвы: кто возглавлял православную церковь в Латвии

© Foto: pixabay
Новости мира
Получить короткую ссылку
263

Если вспомнить историю, то можно обнаружить, что во главе и Рижской епархии, и Латвийской православной церкви почти всегда стояли люди по разным причинам неугодные властям

РИГА, 14 июн — Sputnik, Михаил Губин. На прошлой неделе, 6 июня, Комиссия Сейма по общественным делам решила выступить с новой инициативой - внести поправки в закон о Православной церкви Латвии (ЛПЦ), чтобы руководителем ее мог быть лишь гражданин Латвии, проживающий в стране не менее 10 лет.

Формальным поводом послужили события в Эстонии, где в прошлом году в возрасте 93-х лет скончался митрополит Корнилий. А его место в июне занял митрополит Евгений, из России, тотчас обративший на себя внимания КаПо - эстонской службы госбезопасноости и попавший в ее секретный отчет.

Из доступной части отчета известно, что, по мнению КаПо, церковь, возглавляемая Евгением, стала ближе к Москве и российскому патриарху Кириллу.

В Латвии тоже забеспокоились , что граждане России могут стать высокопоставленными иерархами местной православной церкви и потенциальной угрозой национальной безопасности в нынешних геополитических условиях. И хотя нынешний латвийский митрополит Александр с виду вполне себе пребывает в добром здравии, законодатели заволновались и продвинули поправки в ускоренном порядке.

Однако, если вспомнить историю, то можно обнаружить, что во главе и Рижской епархии, и Латвийской православной церкви, почти всегда стояли люди по разным причинам неугодные властям. Безусловно, каждый архипастырь был личностью, достойной отдельного рассказа, здесь же попытаемся дать лишь краткий обзор.

Иоанн Рижский и таинственное убийство

В 1918 году с провозглашением независимости Латвии и Эстонии существовавшая до того Рижская епархия вынужденно разделилась на две части. Православную церковь Эстонии возглавил митрополитом Александр, а в Латвии главы православной церкви не было два года. Последний управляющий Рижской епархией епископ Таллинский Платон был расстрелян большевиками в городе Тарту в январе 1919 года.

Латвийские власти не соглашались с кандидатурами, предложенными московским патриархом Тихоном. И только когда 27 февраля 1920 года главой был избран архиепископ Пензенский Иоанн Поммер - латыш, ему разрешили въезд в Латвию. Грамотою патриарха Тихона Латвийской церкви была предоставлена автономия.

Новый архиепископ прибыл в Ригу 24 июля 1921 года и энергично взялся за дело. Надо сказать, что две войны, революция и провозглашение латвийской независимости не лучшим образом отразились на православной епархии - священников не хватало, церкви и монастыри были разрушены и разграблены, либо захвачены другими конфессиями. Даже дом в Старой Риге, в котором веками жили православные архиереи, был передан католикам. В знак протеста Иоанн поселился в сыром подвале Христорождественского собора

В 1925 году архиепископ Поммер cтал депутатом Сейма и добился принятия 8 октября 1926 года закона о Латвийской православной церкви. В соответствии с новым законом, православная церковь, ее организации и учреждения были признаны юридическим лицом, она была приравнена в правовом отношении к прочим церквам Латвии, за ней закреплялось имущество и на нее же выделялись деньги соответственно численности православного населения в Латвии.

Это дало возможность не только восстановить приходы, семинарию и платить пенсии священникам, но и вернуть из Советской России церковные колокола, вывезенные туда с началом Первой мировой войны. Если в 1922 году в Латвии, согласно переписи, было 138 803 тысячи православных, то в 1935 - 174 389 тысяч.

Владыке Иоанну пришлось очень тяжело. Напряженные отношения и с властями, и с левыми партиями, большое число врагов и недоброжелателей, клевета и гнусные слухи. Все это закончилось мученической смертью 12 октября 1936 года - убийством, не раскрытым до сих пор. Оно было выгодно многим, но ни одна версия не доказана.

Похороны архиепископа Иоанна
© Photo журнал «Для Вас»
Похороны архиепископа Иоанна

Деяния Иоанна Рижского - первого латыша, причисленного к лику святых , подробно изучены и описаны. Но, конечно, он не мог знать, что будет после его смерти.

Августин, Улманис и томос

А дальше произошли события, чрезвычайно напоминающие то, что случилось на Украине в наше время. Диктатор Карлис Улманис решил передать Латвийскую православную церковь в ведение Константинопольского патриархата.

Было направлено обращение к Вселенскому патриарху Фотию. При поддержке правительства 3 ноября 1935 года был организован приезд из Стамбула в Ригу митрополита Фиатирского Германа, и был переработан устав Латвийской православной церкви и намечены кандидаты в архиепископы.

Созыв Собора ЛПЦ для избрания главы был назначен на 9 марта 1936 года, к этому времени патриарх Фотий умер, но вновь прибывший в Ригу Герман огласил его послание и томос о принятии Латвийской православной церкви в юрисдикцию вселенского патриарха.

Новый патриарх Вениамин дал латвийской церкви метрополию. На пост митрополита претендовали трое: большинством голосов был избран протоиерей Августин Петерсон. 29 марта в кафедральном соборе в присутствии Карлиса Улманиса, президента Квиесиса и членов правительства состоялась торжественная церемония интронизации.

Августин на похоронах Иоанна
© Photo журнал «Для Вас»
Августин на похоронах Иоанна

При Августине Рижская духовная семинария была преобразована в Православный богословский институт. А в сентябре 1937 года открылось православное отделение теологического факультета Латвийского университета.

Как известно, 5 августа 1940 года, Латвия вошла в состав СССР. А 22 августа Кабинет министров принял решении о ликвидации теологического факультета на основании 96 статьи конституции Латвийской ССР, согласно которой церковь отделена от государства, а школа - от церкви. И 30 марта 1941 года Августин после покаяния вернулся в юрисдикцию Московского патриархата.

Уже летом 1941 года он был отправлен на пенсию. Во время войны Августин создал собственную церковь и 20 июля обратился к немецкому командованию с просьбой признать ее, а не церковь Московского патриархата. Немцы, однако, ему навстречу не пошли, а наоборот, поместили в в концлагерь. Тем не менее после окончания войны Августин возглавил Латвийскую православную церковь за рубежом.

Скончался он 4 октября 1955 года в Гаутинге, пригороде Мюнхена, завещав перезахоронить себя в Латвии после восстановления независимости. Что и было сделано 10 августа 2011 года на кладбище в Косе, в Скуйенской волости Аматского края.

Сергий и таинственное убийство

26 февраля 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), назначил патриаршим экзархом Прибалтики (Эстонии, Латвии и Литвы) виленского митрополита Сергия (Воскресенского). С началом войны Сергий не эвакуировался, а остался в Риге, во время взятия немцами города 1 июля, укрывшись в подвале кафедрального собора

Министр оккупированных территорий Альфред Розенберг, после личной встречи, не только оставил Сергия главой православной церкви трех бывших балтийских стран, но и разрешил ему деятельность в оккупированных Германией Псковской, Новгородской и Ленинградской областях. Так возникла знаменитая Псковская духовная миссия, о которой в 2009 году был снят фильм "Поп".

Митрополиту Сергию тоже пришлось нелегко. Как указывал нынешний митрополит Александр, хотя в 1940 году ЛПЦ вернулась в лоно матери-церкви, но выданный патриархом Тихоном томос был нарушен, церковь потеряла юридическую независимость.

По утверждению Александра, митрополит Сергий добился освобождения сотен детей из концлагеря в Саласпилсе. Он же, по сообщения фашистских газет, 21 апреля 1943 года поздравил с днем рождением Гитлера: "Его Превосходительству Фюреру Великогермании Адольфу Гитлеру. Архиереи возглавляемого мною Православного Экзархата, я и наша паства приветствуем Вас, нашего освободителя, по случаю дня Вашего рождения, и молим Всевышнего, да подаст Он Вам крепости сил на многие лета и да увенчает Он скорой победой руководимую Вами борьбу против человеконенавистнического большевизма".

Сергий сохранил рижский женский монастырь, но подозревался немцами в растрате средств Псковской духовной миссии; осуждал просоветскую позицию московского патриарха и неповиновение немецким оккупационным властям, но был переведен ими из Риги в Вильнюс.

Сергия убили 29 апреля 1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас. Вместе с ним были убиты водитель его автомашины и ехавшие с ним оперный певец Иннокентий Ридикульцев с супругой Марией, выступавший в Литве перед русскими беженцами. А также девочка-пастушка, оказавшаяся невольной свидетельницей.

Об убийстве Сергия из фашистcкой газеты «За родину», 1944 год
© Photo газета «За родину»
Об убийстве Сергия из фашистcкой газеты «За родину», 1944 год

Как и в случае с Поммером убийц не нашли, а версий было множество. Фашистская пропаганда обвинила советских партизан и агентов НКВД. В официальном сообщении полиции говорилось: "Митрополит Сергий именно в последнее время резко выступал против большевизма и особенно против церковного лицемерия советского правительства. Совершая свое покушение, большевики снова воспользовались немецкой военной формой".

Командир охранной полиции Литвы объявил награду в десять тысяч рейхсмарок за указание убийц. Позже полиция сообщила, что напала на след убийц: "Злоумышленники говорили по-немецки с иностранным акцентом, а между собой по-польски и по-русски".

Более распространена версия, что убийство было совершено нацистами, утратившими доверие к митрополиту. Существует точка зрения, что Сергий был убит бывшими азйсаргами.

Отпевание состоялось 4 мая в кафедральном Рижском Христорождественском соборе, а похороны - на Покровском кладбище. Были официальные представители Рейхскомиссариата Остланд, немецкого командования и прочих оккупационных учреждений. Рейхскомиссар Генрих Лозе прислал из Германии телеграмму.

Янис Второй и спасенная икона

27 апреля 1943 года латвийскую православную церковь возглавил Иоанн (Янис Гарклавс) - один из выдвиженцев покойного Сергия. Белый латышский стрелок родом из Умурги, воевал с большевиками в армии Юга России, в 1919 году вернулся в Латвию, с 1924 года был псаломщиком в православной церкви в Лимбажи, с 1936 года руководил общиной в Дундаге, а с приходом большевиков в 1940 году работал на железной дороге.

Митрополитом Рижским и Латвийским пробыл недолго. 22 сентября 1944 года он уехал в Германию, взяв с собой вывезенную немцами чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Основал православную общину в Баварии, в 1949 году перебрался в США где стал архиепископом чикагским и Среднего Запада зарубежной ЛПЦ.

Янис Гарклавс
© Photo из газеты Neatkarīgā Cīņa
Янис Гарклавс

По свидетельству Сергея Гарклавса - приемного сына епископа - его отец считал, что митрополита Сергия убили немцы. Сам Янис Гарклавс умер 11 апреля 1982 года в возрасте 83 лет, похоронен в Пенсильвании, на кладбище православного монастыря.

21 июня 2004 года Сергей Гарклавс привез тихвинскую икону обратно в Ригу, она была с почетом встречена, а 23 июня - возвращена в Россию, в Тихвинский монастырь, где ранее пробыла 600 лет.

Вениамин и его пророчества

С апреля 1945 года по август 1947 года Рижской епархией временно управлял Корнилий (Попов) - архиепископ Виленский и Литовский, пять лет - с 1935 по 1940 годы просидевший в советских лагерях. Он, конечно, больше занимался литовскими проблемами.

А 21 августа 1947 года митрополитом Рижским и Латвийским был назначен Вениамин (Федченков) - видный деятель зарубежной православной церкви, два года как вернувшийся из США и получивший советское гражданство 30 июня 1945 года.

В Ригу он прибыл 19 февраля 1948 года, а 25 февраля совершил в кафедральном соборе первое богослужение в качестве главы Рижской епархии. Он был первым послевоенным главой, который постоянно жил в Риге. Митрополит вел дневник, из которого известны его мысли и намерения того периода. Например, 2 марта 1948 года: "Я написал большой доклад о Латышской Церкви. Патриарху мною были посланы доклады по разным вопросам". В результате в 1949 году на ремонт храмов и помощь духовенству из Москвы было выделено 100 тысяч рублей.

Вениамин отмечал крайне плачевное положение в латышских приходах, уменьшение числа православных латышей и пытался исправить ситуацию. Однако, привыкнув в США к независимости церкви, он столкнулся с постоянным контролем со стороны госбезопасности и ее подразделения - Совета по делам религий.

Тем не менее, только с 1948 по1950 года он посвятил в сан 13 человек. Он добился издания ежемесячного епархиального бюллетеня "Вести", печатавшегося в типографии "Советская Латвия", в том числе и со статьями на латышском языке. Однако в январе 1950 года вышел последний выпуск.

Кроме того, Вениамин под видом архиерейской дачи устроил в Юрмале, в Дубулты, скит с храмом, куда в мае 1949 года переехал на жительство. Летом здесь проходили ежедневные службы, сюда приезжали семинаристы. Митрополит все оплачивал из своих средств.

Понятно, что активная деятельность Вениамина привлекла пристальное внимание Совета по делам религий при Совмине Латвийской ССР и привела к конфликту с чиновниками, без согласования с которыми митрополит не мог принять на работу или уволить сотрудника епархии.

Уполномоченным совета не нравилось, что Вениамин ведет переписку с заграницей и не хочет участвовать в официальной "борьбе за мир". "За мир нельзя бороться, за него только можно молиться" - говорил митрополит.

В общем, между главой Рижской епархии и властью началось настоящее противостояние, закончившееся победой государства. В начале 1951 года уполномоченный А. Сахаров и первый секретарь ЦК КП(б) Латвийской ССР Я. Калнберзин просили Совет по делам РПЦ удалить Вениамина с рижской кафедры. Его перевели в Ростов.

8 апреля 1951 года в Рижском кафедральном соборе состоялось торжественное прощальное богослужение. По окончании митрополит Вениамин произнес проповедь и высказал сожаление, что не сумел выполнить многих своих планов. На следующий день, 9 апреля, митрополит вылетел утренним самолетом из Риги в Ростов через Москву.

Судя по запискам Вениамина, он был незаурядным мыслителем, обладавшим пророческим даром. Как указывают в статье о митрополите историки православной церкви Г. Седова и Р. Просветов, несмотря на все гонения и репрессии, Вениамин считал, что именно в Советской Латвии для православия наступили самые благоприятные условия, так как никогда еще сюда не притекало столько православных людей из центральных областей России.

И что воссоединение с Советским Союзом благотворно для латвийской церкви. Ведь здесь у православной церкви союзников не было и нет, и существуют лишь три силы: протестантская, католическая и националистическая, которые являются, по сути, врагами церкви, как вообще русской, прежде "царской", а теперь "советской".

В случае перемен, предупреждал Вениамин, латвийская иерархия возьмет курс "национальный", латвийский, и в церковно-юридическом отношении это приведет к стремлению отделиться от "русской церкви" по возможности до самостоятельности и в лучшем случае до автокефальной автономии. Народ протестовать не будет, потому что глубокого православия в душе его еще нет, а соблазн политической самостоятельности слишком велик. Так оно и вышло.

Трудные годы "оттепели"

27 марта 1951 года Рижскую епархию возглавил архиепископ Филарет (Лебедев). Он смог добиться значительной материальной поддержки из Москвы, прилагал усилия для укрепления латышских приходов, собрал в в кафедральном соборе совещание их настоятелей .

Однако его здоровье было подорвано советскими лагерями, где он провел около десяти лет. Он был арестован в 1930 году, строил Беломорканал, отбывал срок в лагере особого назначения в Соловках, строил железную дорогу, работал на лесоповале, был в лагере в Воркуте, на берегу Ледовитого океана. Освобожден в начале 1941 года. В феврале 1957 года Вениамин перенес инсульт. Он умер 24 мая 1958 года.

После него Рижской епархией временно управляли соседние архиереи. Некоторые из них потом стали знаменитыми. Это были мрачные годы хрущевских гонений на церковь. При Таллинском епископе Иоанне (Алексееве) , управлявшем с мая 1958 года по сентября 1961-го, был закрыт Христорождественский кафедральный собор в Риге - решением исполкома от 24 января 1961 года. Тщетно Иоанн писал патриарху, просил принять его для личного доклада, его просто не выпустили в Москву.

С сентября 1961 года по январь 1962 года Рижской епархией управлял Таллинский епископ Алексий (Ридигер), будущий патриарх. Он несколько раз посещал Ригу, где в это время власти пытались закрыть Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь, на улице Кр.Барона, 126. Запретили принимать туда монахинь, отняли часть земли и зданий. Организовали письма учителей близлежащей школы, якобы возмущенных соседством с монастырем. Но ликвидировать его так и не удалось.

С февраля по август 1962 года рижской епархией управлял епископ Лужский Филарет (Денисенко). Да, тот самый украинский раскольник, позже преданный анафеме.

С августа 1962 года до февраля 1966 года - епископ Лужский Никон. На его долю выпало пережить последний этап хрущевской борьбы с религией, не менее разрушительный. И хотя рижский женский монастырь ему удалось отстоять, были закрыть церкви в Риге, Даугавпилсе и еще в некоторых районах. В октябре 1964 года, со снятием Хрущева, политика государства смягчилась.

27 января 1966 года решением Священного Синода архиепископом Рижским и Латвийским был назначен Алексий (Коноплев), но он занимал этот пост только до 8 октября.

Стабильность и независимость

Период длительной стабильности начался, когда 8 октября 1966 года на рижскую кафедру был переведен Леонид (Поляков), с 1979 года - митрополит. Его многие еще помнят. Леонид возглавлял Рижскую епархию почти 25 лет до своей кончины 8 сентября 1990 года.

Прослужившему в течении всего так называемого периода застоя, Леониду довелось дожить до возвращения церкви Рижского Христорождественского собора - 5 июля 1990 года, превращенного в планетарий, участвовать в церемонии возвращения на него крестов, прошедшей 22 апреля 1990 года.

27 октября 1990 года Рижскую епархию возглавил Александр (Кудряшов), став двадцать первым правящим архиереем Латвии. А в 1991 году Латвия стала независимой, и 29 декабря 1992 года в Риге состоялся собор ЛПЦ, на котором был оглашен томос о ее самостоятельности, принят устав и избран Синод церкви. С этого момента Рижская епархия стала официально именоваться Латвийская православная церковь.

И вот на прошлой неделе газета Neatkarīgā сообщила: "Желая крепкого здоровья и долгой жизни митрополиту, нельзя отрицать, что время неумолимо, и что Латвии также приходится считаться с назначением нового митрополита". Они что-то знают?

Впрочем, как сообщается, законопроект о том, что ЛПЦ могут возглавлять только граждане Латвии, прожившие в стране 10 лет, поддерживают не только большинство партий в Сейме, но и сами священники. Потому что это открывает им возможности для карьерного роста без конкурентов из других епархий РПЦ.

Очевидно, что подобные законы принимаются в русле борьбы с "русским миром" с целью отдаления от России. И, вероятно, что следующим шагом может стать переход ЛПЦ под крыло Вселенского патриарха в Стамбуле. Как было при Карлисе Улманисе, и как предсказывал владыка Вениамин в далеком 1950 году. Впрочем, он же писал про Латвию: "Промысел Божий, спасая православие, пошлет сюда русскую армию".

По теме

Патриарх Кирилл уличил Европу в гонении на каноническую церковь
Уберите свои грязные руки от церкви: Андрей Мамыкин выступил в защиту ЛПЦ
Эксперт: православная община сможет обжаловать ценз для руководства ЛПЦ в суде
Теги:
жертвы, церковь

Главные темы

Орбита Sputnik