РИГА, 17 янв — Sputnik. Десятилетиями потребители из богатых стран избавлялись от чувства вины, сдавая старую одежду на переработку, пишет Bloomberg.
Целая сеть предприятий собирала эту одежду, сортировала и отправляла на другой конец света, чтобы дать переработать, превратить в тряпки или набивку, или дать кому-то поносить.
Заметнее всего эта перемена в индийском городе Панипат, где около 200 предприятий перерабатывают одежду в пряжу и одеяла. Этот пыльный город с полумиллионом жителей, расположенный в 55 милях от Дели, последние двадцать лет был крупнейшим переработчиком шерстяной одежды.
Фабрики Панипата производят грубую ткань "шодди" из переработанной шерстяной одежды. Большая часть "шодди" идет на дешевые одеяла, которые используют во время операций по оказанию чрезвычайной помощи. Это был успешный бизнес: в начале 2010-х в Панипате делали 100 тысяч одеял в день, местные производители занимали 90% рынка.
Panipat is also famous for shoddy art made from recycling of old garments pic.twitter.com/Jb3FHBJuo7
— Hazrat-e-Dilli (@DilliKiRanaiyan) 21 марта 2015 г.
Однако в начале нулевых китайские производители начали использовать современное оборудование, на котором можно было производить гораздо больше одеял самых разных цветов. Дошло до того, что новое флисовое одеяло стоит всего 2,5 доллара, в то время как одеяло из "шодди" — 2 доллара. Так Китай отобрал у Панипата большую часть экспортного рынка.
Панипату пришлось измениться. Пять лет назад никто в городе не делал новых флисовых одеял, сегодня этим заняты 50 фабрик. В 2016 году фабрика Ramesh Woolen Mills приобрела китайскую производственную линию и увеличила производство с 7 до 12 тонн в день, две трети из которых — флис.
Количество ненужной одежды все растет, а рынок ее переработки исчезает. Это большая проблема для экологии. Уже сейчас текстильная промышленность выбрасывает в атмосферу больше парниковых газов, чем все международные авиаперелеты и морские контейнерные перевозки вместе взятые, и ситуация может еще ухудшиться.
Некоторые бренды, такие как H&M и Patagonia, экспериментируют с новыми материалами из переработанной ткани. Однако в конечном итоге индустрии придется направить внимание клиентов на прочность и долговечность, и измениться самой. К примеру, для начала стоит начать предлагать гарантию на одежду и указывать на ярлычке предполагаемый срок носки. Для тех же, кто не может жить без новых вещей, появятся сервисы аренды одежды, вроде китайского YCloset.
Ничто из этого не заменит Панипат и другие города, которые когда-то превращали обноски богачей в одежду для бедняков. Однако эта эпоха уже подошла к концу, теперь нам придется сшить новое будущее.