Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Юшков объяснил, что мешает Минску перебросить транзит из Литвы в РФ

© SputnikВедущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков - Sputnik Латвия
Подписаться
В настоящее время экспорт белорусских нефтепродуктов через Литву продолжается - вне зависимости от риторики обеих сторон
Юшков назвал главную проблему перевода белорусского транзита в РФ

Правительственные делегации РФ и Беларуси в ходе переговоров в Минске обсудили возможность переброски нефтяных потоков из литовских портов в российские. Как отметил глава российского Минэнерго Александр Новак, у РФ есть возможности обеспечить реализацию белорусских нефтепродуктов через свои порты.

Пока не приходится говорить о том, что перевалка белорусских нефтепродуктов будет точно переведена в российские порты, заявил Sputnik Латвия ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич - Sputnik Латвия
Стреляют себе в ногу: аналитик назвал последствия санкций Латвии против Беларуси
"Сложно будет сделать это оперативно. Сейчас нефтепродукты с белорусских НПЗ можно экспортировать через российские порты, доставляя их туда по железной дороге. Возможен также вариант перепрофилирования существующих нефтепроводов в нефтепродуктопроводы. Если же говорить о долгосрочной перспективе, самый оптимальный вариант - построить нефтепродуктопровод на Усть-Лугу с удобным маршрутом. Однако для каждого варианта нужны гарантии загрузки, а белорусы таких гарантий не дают", - пояснил Юшков.

По его словам, в год Беларусь экспортирует около 11 миллионов тонн нефтепродуктов, из которых большинство уходит в дальнее зарубежье, а два-три миллиона тонн - на Украину.

"Через Россию имеет смысл пускать не меньше пяти миллионов тонн - российские порты это выдержат. Возникает вопрос, сколько Беларусь собирается экспортировать в будущем. При условии продолжения российского налогового маневра Минск к 2024 году будет покупать российскую нефть по мировым ценам. Когда они переработают ее, не исключено, что полученные нефтепродукты окажутся неконкурентоспособны на европейском рынке. Тогда экспорт как таковой сократится, и нечего станет переваливать в портах", - предупредил эксперт.

Юшков подчеркнул, что главное в этом вопросе - политическая воля белорусской стороны.

"До сих пор они отнекивались от российского транзита и ничего через РФ не пускали, даже когда была предоставлена скидка в 50% на перевозки по железной дороге. Именно к Минску вопрос, почему он этого не делает. Непонятна официальная позиция Беларуси в долгосрочной перспективе - забудет ли она историю разлада с Прибалтикой. Пока вне зависимости от риторики бизнес сохраняется, и белорусский экспорт через Литву продолжается", - заключил аналитик.

Президент Беларуси Александр Лукашенко ранее заявил, что Минск прорабатывает экономические решения в ответ на персональные санкции стран Балтии в отношении белорусского руководства. По его словам, переориентировать грузы на российские порты "будет немножко невыгодно", но с РФ можно договориться по тарифам.

Латвия, Литва и Эстония запретили на пять лет въезд 30 гражданам Беларуси, в том числе Лукашенко, которых они считают причастными к якобы фальсификации результатов президентских выборов и жесткому подавлению мирных протестов. По данным ЦИК Беларуси, Лукашенко на выборах получил 80,1% голосов. Оппозиция не признала итоги голосования, в Беларуси не прекращаются массовые акции протеста.

Лента новостей
0