17:54 18 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0816
  • RUB68.9685

Аналитик рассказал, выгоден ли Беларуси транзит нефти через Литву

Радио Sputnik Латвия
Получить короткую ссылку
1674

Поставки норвежской нефти в Беларусь через Литву ограничатся несколькими танкерами - затраты Минска на этот канал транзита несопоставимы со стоимостью доставки российского сырья

Беларусь купила 80 тысяч тонн норвежской нефти для нефтеперерабатывающего завода "Нафтан", партию сырья импортируют через литовский порт Клайпеда, а затем доставят до белорусского предприятия по железной дороге. Ожидается, что танкер с нефтью для Беларуси прибудет в Клайпеду в среду, 22 января.

Затраты Минска на доставку норвежской нефти несопоставимы со стоимостью транзита российского сырья, поэтому речи о постоянных поставках через Литву быть не может, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью Sputnik Литва.

"Беларусь возвращается на десять лет назад. В мае 2010 года они закупали венесуэльскую нефть и рассматривали это как инструмент давления на Россию. В итоге было подписано соглашение, более выгодное Минску, чем Москве, о поставках 18 миллионов тонн российской беспошлинной нефти. Тот инструмент стоил Беларуси примерно миллиард сто миллионов долларов - на закупку венесуэльской нефти они потратили больше, чем могли бы на российскую", - напомнил Юшков.

По словам эксперта, Минску сейчас ничего не остается, как попробовать применить тот же самый инструмент.

"Не один месяц уже Беларусь заявляет, что найдет альтернативу российской нефти. И пока ей больше ничего не остается, как купить хотя бы один танкер той самой альтернативной нефти, чтобы доказать серьезность своих заявлений. Мы видим, что они покупают норвежскую нефть, и это явно дороже, чем покупка российской", - констатировал Юшков.

Аналитик указал, что Беларусь закупила нефть у Норвегии по мировым ценам, а Россия даже в условиях налогового маневра продает Минску сырье со скидкой примерно в десять долларов с каждого барреля.

"Во-вторых, белорусы заплатят за перевалку в Клайпеде. Танкер нужно будет разгрузить на берег, и дальше гнать сырье по железной дороге. В этом плане Литва может радоваться - она получит деньги за перевалку и за поставку нефти по железной дороге. Но вопрос в том, какие будут объемы и на какой срок эта схема. Не думаю, что это будет долго - у Минска сейчас недостаточно денег для продолжительной осады", - объяснил Юшков.

По мнению эксперта, отдельные танкеры с нефтью для Беларуси, возможно, будут приходить через Литву, но это даже не те объемы, которые были закуплены у Венесуэлы.

"Какие-то небольшие деньги Литва может заработать. Годами зарабатывать на этой истории, я думаю, все-таки не удастся. С точки зрения экономики даже российская нефть по мировым ценам Беларуси все равно будет выгоднее, чем по мировым ценам любого другого поставщика. Когда Беларусь покупает нефть у России, ей надо доставить ее только по нефтепроводу по своей территории. При покупке у любого другого поставщика сначала нужно будет оплатить перевалку в портах, потом транзит через сопредельные государства. И эта разница в стоимости доставки будет существенной", - заключил Юшков.

Как уточняет Sputnik Беларусь, Минск договорился о покупке партии норвежской нефти марки Johan Sverdrup, максимально близкой по характеристикам к российской Urals. Пропускная способность порта Клайпеды в год не превышает 3,6 миллиона тонн сырья, в то время как для загрузки одного "Нафтана" ежегодно требуется около девяти миллионов тонн. За перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь заплатит на 20 долларов за тонну больше, чем российской.

Теги:
Норвегия, экономика, Россия, нефть, транзит, Игорь Юшков, Беларусь, Литва

Главные темы

Орбита Sputnik