РИГА, 4 авг — Sputnik. Страны Балтии конкурируют за право принять часть военного контингента, который США выводят из Германии, сообщает Diena.
Из ФРГ будет выведено 11 900 американских солдат (из 36 000), из которых примерно 6 400 военных переведут обратно в США, а 5 600 разместят в других странах Европы.
Как отметил посол Латвии в НАТО Эдгарс Скуя, США убеждают союзников, что перемещение контингента в Европе будет проведено таким образом, чтобы укрепить оборонный потенциал альянса.
"США указали, что передислокация — длительный процесс, во время которого планы будут совершенствоваться, а консультации с союзниками продолжатся", — рассказал Скуя.
Постоянное присутствие?
Латвия и устно, и письменно призывала США разместить часть военного контингента и на латвийской территории. Как отметил министр обороны Артис Пабрикс, судя по заявлениям министра обороны США, эти призывы зафиксированы и будут учтены в планах Пентагона.
"У нас впереди очень сложная дипломатическая работа", — добавляет он, напомнив, что ранее Латвия по просьбе польской стороны лоббировала размещение войск США в Польше, и в итоге эта заявка, по-видимому, будет удовлетворена.
Пабрикс допускает, что после размещения американского контингента в Польше эти солдаты чаще будут приезжать в страны Балтии для проведения совместных учений.
"Следующим шагом, если до этого дойдет, может стать самостоятельное и более постоянное присутствие — похожее на боевую группу НАТО, но уже на основе двустороннего договора", - считает министр.
По его словам, разместить контингент США можно будет не в Адажи, а в другом месте, "развивая потенциал принимающего государства". Речь может идти о Лузнаве, Лиепае, Лиелварде или Скрунде — место будет выбрано, когда станет понятно, какие подразделения и в каком количестве будут направлены в Латвию. Пабрикс добавляет, что о необходимом финансировании говорить рано, потому что согласование передислокации может занять долгие годы, как это было в случае с Польшей.
Долгосрочное влияние
Исследователь Латвийского института внешней политики Марис Анджанс считает, что вывод части американских войск из ФРГ отрицательно отразится на трансатлантических связях.
"Он будет иметь долгосрочное негативное воздействие на отношения США и Германии и, соответственно, на трансатлантические связи и отношения США с Евросоюзом. Также сократится значение Европы в осуществлении оборонной политики США в других регионах, к примеру, в Африке", — продолжает Анджанс.
Он сомневается, что военное присутствие США в странах Балтии будет постоянным, таким как в Германии, но уверен, что Латвия с политической и инфраструктурной точки зрения была бы готова принять американский контингент.
С ним согласен и военный эксперт Мартиньш Вердиньш, который отмечает, что этот вопрос будет решаться политиками и дипломатами.
"Чисто военные соображения не определяющие, они подчинены геополитической ситуации", — полагает Вердиньш.
Он оценивает перспективы размещения американского контингента в Латвии как очень низкие.
"Если оценивать объективно, чем ближе американские соединения к российской границе, в том числе к границе Польши и Литвы с Калининградом, тем больше будет противодействие России. Действительно ли США сейчас хотят конфронтации с Россией?" — сомневается эксперт.
Следует отметить, что в России позитивно оценили сокращение американского контингента в ФРГ: пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что решение США будет способствовать миру в Европе.
Соревнования стран Балтии
Анджанс считает, что в переговорах с США для литовцев будут плюсом отношения с Польшей и географическая близость, которая облегчит снабжение солдат. Кроме того, литовский дипкорпус отличается большей настойчивостью, а диаспора — большим влиянием в США.
Преимущество Эстонии — это хорошая репутация в целом и в вопросах обороны. У Латвии тоже хорошая репутация, считает Пабрикс. Кроме того, по его мнению, в пользу Латвии говорит и географическое положение в центре Балтии, с крупнейшей военной базой в регионе (Адажи) и расширением полигонов в регионах. Так что для Латвии важно развивать потенциал принимающего государства, который бы соответствовал интересам США, считает министр.