РИГА, 13 ноя — Sputnik, Владимир Линдерман. В День Лачплесиса (видимо, так было задумано чиновниками из министерства обороны для поднятия боевого духа нации) СМИ облетела новость: уже в 2019 году Латвия получит первые противотанковые ракетные комплексы Spike.
Контракт о закупке израильских ПТРК был заключен 12 февраля 2018 года. С латвийской стороны его подписал министр обороны Раймондс Бергманис, со стороны поставщика — руководство компании EuroSpike. Сумма сделки — 108 миллионов евро. Договор предусматривает, что поставка продолжится до 2023 года.
Министр Бергманис сопроводил заключение сделки заявлением, что покупка комплексов Spike сделает Латвию значительно сильнее. Хочется добавить: а кого-то из жителей Латвии — значительно богаче.
"Золотая" британская бронетехника
Заглянем в текст договора. Вот эта фраза привлекла мое внимание: Tāpat ar prettanku raķetēm "Spike" tiks aprīkota no Lielbritānijas iegādātā kaujas izlūkošanas kāpurķēžu bruņutehnika "CVR(T)". Перевожу: "Также противотанковыми ракетами Spike будет оснащена приобретенная в Великобритании гусеничная бронетехника боевой разведки CVR (T)".
Напомню, что несколько лет назад закупка 123 единиц британской бронетехники CVR (T) вызвала скандал, в том числе и благодаря расследованию, проведенному автором этих строк. От сделки исходил густой запах аферы.
Главный вопрос, который всколыхнул общество: почему в контракте значится сумма 39,4 миллиона фунтов (примерно 48 миллионов евро по тогдашнему курсу), а в итоге общая сумма затрат составила почти 250 миллионов евро, то есть в пять раз больше?
Министерство обороны, желая развеять подозрения, пояснило, что дополнительно выделено более 140 миллионов евро на техническое обслуживание, обучение персонала, строительство и развитие инфраструктуры, строительство полосы препятствий, приобретение боеприпасов и тактических симуляторов. А кроме того, сверх суммы, указанной в договоре, приобретаются средства связи, устройства управления огнем и — внимание! — противотанковое оружие.
Куда подевалось "лучшее противотанковое оружие"?
Если все внимательно подсчитать, то пояснение Минобороны выглядит неубедительным. Концы с концами все равно не сходятся. Не говоря уже о том, что британцы продали Латвии машины, намеченные к списанию в 2020 году, сэкономив таким образом на дорогостоящей утилизации.
Но сейчас меня интересует другое: значит, в те самые 250 миллионов евро уже была заложена сумма на покупку противотанкового оружия?
Именно так! И не просто противотанкового оружия, а лучшего! Договор о приобретении Латвией британской бронетехники был заключен 4 сентября 2015 года в Уэльсе, в рамках проходившего там саммита НАТО. С латвийской стороны его подписал тогдашний министр обороны, ныне президент Латвии Раймондс Вейонис.
И вот как Вейонис прокомментировал подписание договора: "Это важный вклад в укрепление самообороны Латвии. Мы приобретаем улучшенную бронетехнику, которая оснащена лучшим противотанковым оружием".
Это не просто брошенная на ходу фраза, а официальное заявление министра, опубликованное во многих СМИ.
Подытожим. В 2015 году Латвия покупает у Великобритании бронемашины, оснащенные "лучшим противотанковым оружием". На это выделены бюджетные деньги, входящие в общую сумму затрат — около 250 миллионов евро.
Спустя два с половиной года Латвия приобретает у израильской компании противотанковые комплексы Spike на сумму 108 миллионов евро, намереваясь оснастить ими ту же самую британскую бронетехнику.
А куда же подевалось "лучшее противотанковое оружие"? Списано в утиль? Перепродано Украине? Или его не покупали вовсе? Но тогда — где деньги, Зин?
На "российской угрозе" можно чертовски неплохо заработать. Вероятно, и этим отчасти объясняется энтузиазм, с которым латвийские власти ринулись поднимать планку военных расходов до требуемых от каждого члена НАТО 2% ВВП. Больше бюджет — больше откат.
А проконтролировать военные расходы труднее, чем любые другие: от любопытных глаз всегда можно прикрыться "государственной тайной".