РИГА, 27 дек — Sputnik. Знаменитый салат латышской кухни расолс, в народе более известный как мясной салат или оливье, в латышском сегменте Twitter накануне католического Рождества стал предметом бурного обсуждения. Споры вокруг этого блюда заставили некоторых пользователей погрузиться в исторические изыскания и даже испытания старых рецептов на практике. Некоторые из них произвели настоящий фурор.
Минога, свекла и селедка
Кулинарной вакханалии предшествовал совершенно безобидный пост со старинным рецептом салата расолс. Тут надо сделать небольшое отступление и сказать, что название салата ("расолс" или "росолс") вызывает споры уже на протяжении долгих лет - к единому мнению жители Латвии так и не пришли, используя в быту оба названия.
"Во что в наши дни превратился расолс?! Поваренная книга Н. Сута, k/s J. Altbergs un B-DRI, Рига, 1930 год", - написал в Twitter Андрис Паулс-Павулс, тогда еще явно не подозревая, какую "салатную войну" он запускает.
Par ko mūsdienās pārvērties rasols?!
— Andris Pauls-Pāvuls (@andrispp) December 24, 2019
N. Suta Pavāru grāmata. k/s J. Altbergs un B-DRI, Rīga, 1930. pic.twitter.com/0CHQ9819Dn
К своему посту он приложил рецепт расолса 30-х годов, в котором помимо традиционных ингредиентов - вареной картошки и мяса - присутствуют лосось, угорь, минога, селедка и яблоко.
После чего рецепты "настоящего" расолса посыпались, как из рога изобилия. Пользователи соцсетей старались найти более старый рецепт, видимо, считая, что это является доказательством аутентичности.
Так, Угис Ротбергс достал рецепт от 1924 года, где также присутствуют минога, яблоки, яйца, но по остальным ингредиентам состав выглядит намного беднее предыдущего.
1924 pic.twitter.com/r5yLW0W5iw
— Ugis Rotbergs (@urotbergs) December 24, 2019
В "салатную баталию" вступил журналист Фредерикс Озолс с рецептом салата от 1966 года.
"Вы не готовите расолс, если в нем нет яблок, селедки и миноги, но даже в СССР в принудительной изоляции выдумывали рецепты. Если не хотите, то свеклу можете не класть, говорит книга "Вкусная и полезная еда" от 1966 года. Но только свеклу! :) Самый близкий к оригиналу расолс найдете в эстонских магазинах", - написал Фредерикс Озолс и приложил рецепт, в котором к картошке, мясу, огурцам и яйцам предлагается добавить свеклу, миногу и селедку.
Jūs negatavojat rasolu, ja tajā nav ābolu, siļķes un nēģu, bet gan PSRS piespiedu izolācijas radītā trūkuma apstākļos izgudrotu recepti. Ja nevēlas, bietes var nelikt, saka 1966.g "Garšīgi un veselīgi ēdieni". Bet tikai bietes! :) Tuvāko oriģinālajam rasolam atradīsit EE veikalos pic.twitter.com/nE0jT1Ku28
— Frederiks Ozols◽ (@incaustum) December 24, 2019
К дискуссии подключилась доктор юридических наук Латвийского университета и исследователь деятельности КГБ ЛССР Кристине Яриновска, выложив историю российского салата оливье, видимо, намекая на некую схожесть.
Селедка под шубой и стихи
Некая Агнесе выложила рецепт из поварской книги Кукурса от 1935 года: снова к традиционным ингридиентам добавляются минога и селедка, а в украшении блюда присутствуют свекла, морковь и помидоры.
J.A. Kukura pavārgrāmatā 1935. gadā pic.twitter.com/YJE7pJtn3f
— Agnese (@goodgoodbye) December 25, 2019
Некоторые пользователи сочли, что старинные рецепты "Расолса" напоминают, скорее, селедку под шубой.
"Этот уже похож на современный. Другие его называют селедка под шубой. Вариации разнообразны. Может быть, надо запатентовать рецепт росолса, как это сделали со скландраусисами. Только с таким составом в ресторанах, магазинах, рынках можно называть его "росолсом", - высказал мнение Агрс.
Šis jau pēc mūsdienām. Citi to sauc par "siļķi kažokā". Variācijas dažādas. Varbūt jāpatentē rosola recepte, kā to izdarīja ar "žograušiem"(sklandraušiem). Tikai ar šādām sastāvdaļām restorānos, krogos, veikalos, tirgos... drīkst saukt par rosolu.
— Agrs (@agris999) December 25, 2019
"Расолс": картошка, запеченное мясо, карбонад, минога, селедка. В этом году характерно делиться старыми рецептами. В моей додвоенной книге тоже такой есть", - написал Гатис Лиепиньш.
Rasols. Kartupeļi, cepetis, šķiņķis, nēģi, siļķes. Šogad raksturīgi dalīties ar senām receptēm. Manā pirmskara Latvijas laika grāmatā arī tāda ir. pic.twitter.com/Ev1oicaBw0
— Gatis Liepiņš (@inteligentais) December 23, 2019
Споры о правильном названии салата всплыли и тут.
"Сайт http://Periodika.lv уверенно показывает, что сначала был расолс :) Baltijas Vēstnesis, 1904 год. Росолс появляется только в 1930 году и употребляется гораздо реже", - сообщил пользователь ArnisR.
https://t.co/B3KPbuHFQN pārliecinoši uzrāda, ka sākumā bija rasols :) '"Baltijas Vēstnesis", 1904. g. Rosols tik 1930. gadā parādās un tiek lietots krietni retāk. pic.twitter.com/XL7zd1xuD2
— ArnisR (@ArnisRG) December 23, 2019
В ходе дискуссий автор первоначального поста даже нашел стихотворение латвийского писателя Эрика Адамсона, посвященное салату, под названием "Изготовление расолса".
— Andris Pauls-Pāvuls (@andrispp) December 25, 2019
Но самым популярным стал пост некоего Кристапcа, который вдохновился старыми рецептами и сделал многострадальный расолс с миногой, селедкой и грибами. В конце эксперимента автор сообщил, что остался очень доволен вкусовыми качествами салата.
gadsimta rasols. Tā kā viņam uznāciens ir rītdien pēcpusdienā, tad tiks sajaukts no rīta, tagad pie griešanas.
— Kristaps (@atheist_from_lv) December 24, 2019
Citādi izskatās šādi (daudzums samazināts proporcionāli uz aci) pic.twitter.com/6wEMj02c0b
Это вам не оливье
К слову, на схожесть рецепта расолса и оливье обращали внимание и ранее. Так, в сети можно найти упоминания об исследовании некой Астры Спалвены, которая считает, что корни у расолса вовсе не скандинавские, а самые что ни на есть российские, и прародитель его – именно знаменитый оливье.
В качестве доказательств рассматривается и время появления на латвийских столах и в поваренных книгах первого расолса - рубеж 19-20-го веков, и само название. В поваренной книге М. Зале 1901 года, в частности, салат носит название "рассолс" - вероятно, от русского слова "рассол".
Поначалу главными ингредиентами, как мы видим, были минога и заправка на основе сметаны, поскольку для латышей сметана привычнее майонеза. Астра Спалвена считает, что, как и оливье, расолс претерпел трансформацию, попав на столы послевоенного населения и дойдя до крайне упрощенного набора продуктов, включающего в себя и вареную колбасу.
Однако эту версию пользователи интернета отвергли.
"Глупую гипотезу "оливье" легко опровергнуть, установив, когда родился автор салата Оливье. В Латвии расолс знали уже с 1817 года, а Оливье родился в 1838 году", - пишет Эдмундс Ванагс.
Muļķīgo Olivjē hipotēzi viegli noraidīt, noskaidrojot, kad piedzimis Olivjē salātu autors. Latvijā rasolu zina vismaz kopš 1817., bet Olivjē dzimis 1838. https://t.co/AKRb1j5atc
— Edmunds Vanags (@e_vanags) December 25, 2019
Чуть позже он прикладывает фотографию с рецептом от 1851 года, когда Оливье еще даже не приехал в Россию.
1851. gada recepte. Olivjē vēl nav pat ieradies Krievijā. pic.twitter.com/EyJwtygU12
— Edmunds Vanags (@e_vanags) December 25, 2019
В итоге многодневные баталии вокруг традиционного новогоднего блюда, похоже, утомили даже самых активных пользователей Twitter.
"Мне эти твиты с росолсом не знаю почему, но очень напоминают те, в которых нацики рассказывают, что у свастики нет никакой связи с нацистами. История все-таки имеет значение в нашей жизни. В "Росолсе" нет свеклы и селедки. Свастика есть символ, который ассоциируется с нацизмом", - сделал внезапное умозаключение Иварс Липскис.
Man šie rosola tvīti nez kāpēc liekas ļoti līdzīgi tiem, kuros naciķi stāsta, ka svastikai nav nekāda sakara nacistiem.
— Ivars Lipskis (@IvarsLipskis) December 26, 2019
Vēsturei tomēr IR loma mūsu dzīvē. Rosolā NAV biešu un siļķu.
Svastika IR simbols, kurš asociējas ar nacismu.
Get over it. https://t.co/RSdsbOTmpW
"Квест с тем, кто и как делает правильно и когда появился настоящий расолс, такой же наивный, как попытки выяснить, какая семья говорит на правильном латышском языке. Идея и практика не проходит через поколения в чистом, неизменном от внешней среды виде", - резюмировал социоантрополог Клавс Седлениекс.
Kvests par to, kur un kā taisa pareizi un kur vai kad radies īstais rasols, ir tik pat naivs kā varētu būt mēģinājums noskaidrot, kurā ģimenē runā īsto latviešu valodu. Idejas un prakses neiet caur paaudzēm tīrā, nemainīgā un apkārtnes neietekmē tā veidā https://t.co/hiHPnls9Dt
— Klāvs Sedlenieks (@klavsse) December 26, 2019