РИГА, 7 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. После заседания правительства министр финансов Латвии Янис Рейрс, говоря о бюджете, сообщил лишь общие параметры. Можно предполагать, что большинство цифр – а особенно расходная его часть, та, что касается финансовых аппетитов министерств, – будет предметом ожесточенной торговли правительственных партий непосредственно на следующей неделе. Точно известно только одно – дефицит бюджета достигнет рекордной величины в 1,3 миллиарда евро. Главной причиной столь большого дефицита стало влияние кризиса COVID-19 на экономику страны.
Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что расходы бюджета, скорее всего, сокращены не будут (министерства не собираются отказываться от своих планов), что и стало главной причиной возникновения столь большого дефицита бюджета. Глава правительства отметил, что значительные средства будут направлены на восстановление экономики, кроме того, напомнил он, в бюджете 2021 года будут запланированы дополнительные средства на увеличение зарплат медиков и педагогов, а также исполнены решения Суда Сатверсме в сфере социальной защиты жителей (речь идет о повышении гарантированного минимального дохода).
Теперь о неприятном. С 1 июля 2021 года, то есть буквально через пару недель после выборов в самоуправления, правительство намерено ввести новый порядок налогообложения получателей авторских вознаграждений. Их обяжут платить налоги – либо став самозанятыми лицами, либо – без этого статуса, но в оговоренных рамках. А именно, 25% им придется платить с суммы поступлений до 25 тысяч евро в год или 40% - если их оборот превысит 25 тысяч евро. Перечисленные деньги будут направляться в Фонд социального страхования (80%) и на подоходный налог с населения (20%).
По версии министра культуры Науриса Пунтулиса (а именно на его ведомство приходится львиная часть налогоплательщиков, работающих на основании авторских договоров), "авторское вознаграждение будет существовать и в дальнейшем, и правительство примет решение, что изменения в правилах будут введены с июля следующего года, позволив отрасли и получателям авторских вознаграждений быстрее оправиться от последствий COVID-19". "Любой налоговой системе, в том числе альтернативным налоговым режимам, следует базироваться на трех принципах – она должна быть справедливой, социально ответственной и простой, с точки зрения пользователя. Именно в этом контексте правительство смотрит на будущее авторских отчислений", - прокомментировал министр культуры решение правительства.
Объективности ради следует отметить, что получатели авторских вознаграждений получат право на социальное страхование: больничные листы, начиная с 11 дня, пособия по отцовству и материнству.
По словам министра, то, что новый порядок платежей вступит в силу не с 1 января, а с 1 июля, объясняется желанием правительства дать переходный период, чтобы налогоплательщики успели подготовиться. И дело вовсе не в приближающихся выборах в самоуправления.
Вместе с тем правительство приняло решение о снижении ставки налога солидарности с 25,5% до 25%. Немного, но тенденция заметна: уже ранее был одобрено снижение ставки подоходного налога с населения для наиболее обеспеченной категории налогоплательщиков. Для лиц с низкими и средними доходами ставки ПНН остались на прежнем уровне. Меняется и структура распределения средств, полученных в виде налога солидарности.
Вместе с уже прозвучавшими в публичном пространстве заявлениями – о введении нового налога на первую регистрацию машин старше 5 лет (что принесет в бюджет, по прогнозам правительства, около 70 миллионов евро и вгонит в стагнацию не только авторынок страны, но и ухудшит состояние автопарка), а также фактической ликвидации льготного режима микропредприятий – можно делать вывод, что налогоплательщиков ждет еще немало неприятных открытий.
Пытаясь компенсировать недостаток налоговых поступлений в бюджет, правительство берет там, где возможно. Видимо, следует признать, что миллионы, выделенные правительством "на оздоровление экономики", ушли с не совсем должным результатом, раз уж пока не наблюдается цифр, подтверждающих это "оздоровление". Зато декорации со второй волной коронавируса вполне вовремя под принятие бюджета. Перевод парламента на удаленную работу, в свою очередь, облегчит продвижение бюджетного пакета через Сейм.
Напрашивается как минимум три вывода. Во-первых, крайне сомнительная эффективность правительственных мер по восстановлению экономики. Она, по сути, свелась к поддержке наиболее крупных компаний-налогоплательщиков, представленных в основном иностранным капиталом. Или же – национальной авиакомпании airBaltic, которой было выделено около 250 миллионов евро и, видимо, будет выделено еще. При этом сколько-нибудь эффективного механизма поддержки малого бизнеса как не было, так и нет. Более того, именно малые и средние предприятия в большинстве своем оказались в числе тех, у кого Служба госдоходов попросила вернуть ошибочно начисленные пособия по простою.
Во-вторых, пособия по простою представляют собой не столько поддержку бизнеса, сколько меры по спасению социального бюджета – платить пособия по безработице тысячам новых безработных оказалось бы тяжелым ударом для бюджета (даже с учетом того, что в бюджете на 2020 год министерство благосостояния дальновидно сократило размер и сроки выплат пособий по безработице).
В-третьих, правительство продолжает политику инвестиций в крупные строительные объекты, называя их мерами по разогреву экономики. Кого именно "греют" суперпроекты, в числе которых намерения построить новую тюрьму, а также здание для общественных СМИ или еще один концертный зал в центре города, – сказать сложно. Ранее в парламенте депутаты оппозиции уже говорили, что все отраслевые министры превратились в своего рода министров строительства – практически у каждой партии правительственной коалиции есть свой строительный мегапроект, который они желают "освоить" в самое ближайшее время.
На этом фоне крайне вовремя пришли данные еще об одной "стройке пятилетки": проекта Rail Baltica с весьма сомнительными экономическими перспективами, особенно в условиях неопределенности, вызванной COVID-19. До последнего времени реализация проекта в Латвии уже обошлась в 292,1 миллиона евро, из которых 240 миллионов были получены в качестве иностранной финансовой помощи. Во вторник правительство утвердило финансирование дальнейших этапов строительства – по их окончании, сумма вложений в железную дорогу достигнет уже 376 миллионов евро (доля финансирования из бюджета Латвии увеличится еще на 12 миллионов евро). Общая же сумма финансирования проекта в трех странах Балтии составит уже 1,036 миллиарда евро.
Может быть, в условиях замерших авиаперелетов железная дорога покажет себя более перспективным видом сообщений?