Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Не получилось компенсировать потерю угля из РФ: Рижский порт придумал новый ход

© Sputnik / Sergey MelkonovКонтейнерный терминал в Рижском порту
Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Сокращение инвестиций, размещение производства в порту, дигитализация - как Рижский порт будет работать в условиях падения перевалки угля и нефтепродуктов из РФ

РИГА, 11 мая — Sputnik. Рижский порт, как и другие порты Латвии, за последние месяцы потерял значительную часть грузов – сказалось падение спроса и цен на энергоносители, а также общее снижение экономической активности из-за COVID-19. Что делает администрация порта в этой ситуации – в интервью Lauku Avize рассказал председатель правления Виестурс Зепс, выдвинутый в правление от министерства среды и регионального развития.

Зепс отметил, что 25%-ное падение перевалки грузов в Рижском порту в первом квартале текущего года не могло не оказать влияния на инвестиционные планы. По его словам, 30 апреля правление порта пересмотрело бюджет, сократив ряд статей расходов, и это не последняя коррекция – в июне возможно еще большее урезание инвестиций.

Маневровый карликовый светофор на железной дороге - Sputnik Латвия
Русские не одумаются и не встанут в очередь: в Латвии думают, где брать грузы

По его словам, порт потерял значительную часть перевалки угля и нефти и пытается компенсировать эти объемы другими видами грузов - это зерно, лес, цемент.

"Но все это не может полностью компенсировать падение объемов угля и нефти. Это стало определяющим фактором для совета порта при принятии решения о корректировках бюджета порта и сокращении статей расходов", - пояснил Зепс. Он добавил, что в инвестиционном плане сохранены важные для Риги проекты, такие как путепровод Кундзиньсала, который облегчит поток грузовых перевозок через центр Риги, а также работы по восстановлению и обустройству берега в Болдерае.

По словам Зепса, Рижский порт подал заявку на получение части средств, которые раньше планировалось направить на проект электрификации железной дороги и которые теперь решено остановить.

"Мы подали заявку на очень значительный инвестиционный проект, которые предусматривает реконструкцию причалов порта, а также углубление и расширение канала, что позволит заходить в порт более крупным судам и повысит безопасность движения. Весь проект очень масштабный, и мы изначально планировали привлечь 91 миллион евро, но теперь, кажется, мы можем подать заявку на 30 миллионов евро для выполнения части проекта", - пояснил Зепс.

Запланировали инвестиции и компании, работающие в порту, одни продолжают вкладывать средства в установку погрузочно-разгрузочного оборудования, другие планируют построить новые производственные здания, рассказал Зепс.

По его мнению, кризис открывает возможности для Рижского порта как нового логистического центра - движение грузов в мире не остановилось, и перевозчики ищут новые маршруты и новые возможности для транспортировки, погрузки и обработки грузов.

"Рижский порт адаптируется к новым условиям, создается консультативная рабочая группа с вовлеченными сторонами - портом, перевозчиками, стивидорами, чтобы искать различные варианты решения ситуации. Мы работаем над стратегией интеграции в новые глобальные транспортные цепи, чтобы реагировать на изменения в потоках, работать над новыми проектами", - сказал предправления порта.

Зепс отметил важность диверсификации грузовой базы Рижского порта.

"Конечно, в настоящее время наблюдается снижение грузов в категории угля, и, если на долю угля приходится 30% грузов в порту, это окажет серьезное влияние на соответствующие процессы, включая бюджет", - отметил он.

Рижский порт - Sputnik Латвия
Грузооборот Рижского порта упал почти на четверть

Существует несколько путей диверсификации грузовой базы с тем, чтобы уменьшить влияние одной конкретной группы. "Прежде всего, это своего рода индустриализация порта с целью привлечения в порт компаний, которые производят грузы, то есть производят (или собирают) различные товары и продукты, которые могут быть экспортированы. В непосредственной близости от территории порта находятся крупнейшие университеты Латвии, также возможно сотрудничество в направлении коммерциализации науки", - сказал Зепс.

Он пояснил, что порт уже начал работу по переоценке доступных площадей, чтобы можно было подготовить индивидуальные и конкурентные предложения для каждого крупного производителя, каждой цепочки поставок.

"У нас есть большой потенциал роста в области дигитализации, такой как оцифровка различных информационных систем, более тесное сотрудничество с таможенной администрацией, чтобы сделать процедуры таможенного оформления более конкурентоспособными, по сравнению с нашими соседями", - добавил Зепс.

Комментируя вопрос изменения модели управления портами в Латвии, когда из правления исключены представители самоуправлений, Зепс заявил, что, по его мнению, это может помочь в развитии сектора.

Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Матисс: Рижский порт заломил белорусам цену за аренду, а теперь выращивает там сорняки

"Да, я считаю, что это может помочь развитию порта, все зависит от того, что удастся согласовать в правительстве и Сейме", - сказал он.
При этом, по его мнению, к части процесса обсуждения при создания новой компании необходимо привлекать и представителей самоуправления.

"Любой новый проект с иностранными инвестициями столкнется со строительным советом Рижской думы. И если строительный совет не сможет обеспечить прозрачную и своевременную оценку проектов, планы по привлечению иностранных инвестиций могут остаться только планами, так и не став реальностью", - пояснил он.

Вопрос о том, как управлять тремя крупнейшими портами Латвии – по отдельности или единой компанией, по словам Зепса, будет политическим решением.

"Что делать дальше - это политическое решение. В пользу создания единой компании говорит возможность сделать более последовательное и целенаправленное предложение для перевозчиков, не конкурируя друг с другом. Это своего рода кластеризация услуг и поставок, когда вместе можно сформировать гораздо более значительную экономическую силу, чем в индивидуальном порядке", - заключил он.

Лента новостей
0