РИГА, 12 фев — Sputnik. У терминалов в Вентспилсском порту был интерес взять на перевалку норвежскую нефть для Беларуси, но стороны еще не дошли до "правильных экономических условий", заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс. По его словам, если ситуация обернется так, что грузы и заказчики будут, а частных портовых предприятий, которые их могут обслужить, - нет, государству надо задуматься, не стоит ли инвестировать в какой-либо терминал бюджетные деньги.
Заказ из Беларуси
Россия и Беларусь к началу 2020 года не смогли договориться по условиям поставок нефти. В отсутствие подписанных контрактов Россия с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. В течение января белорусская сторона работала над заключением новых контрактов на поставку нефти. Договориться удалось с нефтяными компаниями, входящими в периметр группы "Сафмар".
Также Белорусская нефтяная компания и НПЗ ищут альтернативы российской нефти. известно только об одном контракте на поставку альтернативной российской нефти - на поставку 80 тысяч тонн норвежской нефти для переработки на НПЗ "Нафтан", которая была поставлена через Клайпедский порт.
Латвия тоже заявляла о заинтересованности в организации транзитных поставок нефти в направлении Беларуси, однако договориться не удалось. По словам главы МИД Латвии Эдгарса Ринкевичса, терминалы в Вентспилсском порту сами отказались переваливать норвежскую нефть, предназначавшуюся Беларуси, "боясь чего-то". В свою очередь управляющий Вентспилсским портом Андрис Пурмалис заявил, что причиной отказа местных терминалов переваливать нефть для Беларуси могли стать технические нюансы.
Нужен государственный терминал
Государство озаботил отказ вентспилсских предпринимателей в порту взять на себя поставку партии нефти из Норвегии для нужд Беларуси, заявил в интервью LTV министр сообщения Талис Линкайтс. По его словам, сейчас идут переговоры с представителями терминалов, но если частный бизнес не сможет обслуживать тот грузопоток, который портам Латвии доступен, государству, возможно, придется инвестировать средства в какие-то терминалы самому.
"Не могу сказать, что там не было интереса взять норвежскую нефть, просто мы не дошли еще до правильных экономических условий. (...) Есть несколько терминалов в Риге и Вентспилсе, к которым обратилась белорусская сторона и которые думают о тех условиях, на которых они были бы готовы работать. Это вопрос времени. Я, разумеется, хотел бы, чтобы этот процесс происходил быстрее. Но это решение частного терминала.
Было бы очень хорошо, будь в собственности государства какой-то из этих терминалов. Так и Белоруссия привыкла работать — с государственными гарантиями, с находящимися в госсобственности структурами.
И если иначе мы не сможем, то придется смотреть, куда государству инвестировать, чтобы можно было обеспечить грузопоток", — сказал Линкайтс.
Он отметил, что в связи с переориентацией Россией своих грузов в собственные порты и из-за изменения рыночной конъюнктуры тот же уголь латвийские порты утратят. Но есть возможность работать и привлекать другие грузы.
"Конечно, таких молочных рек с кисельными берегами, как были в начале 1990-х (когда было свыше 60 миллионов тонн грузов у железной дороги), не будет, но если старательно работать над каждой тонной, то возможно диверсифицировать эти группы грузов", — заключил Линкайтс.