06:55 29 Января 2020
Прямой эфир
  • USD1.1005
  • RUB68.9032
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
15935

Представители сектора транзита, Минсообщения и железных дорог подтверждают, что ситуация в отрасли непростая, но считают утверждения о том, что Россия сведет к нулю свой транзит через Латвию, преувеличением

РИГА, 6 дек — Sputnik. Россия в начале 2000-х предлагала Латвии серьезные инвестиции в ее порты или даже покупку, но республика отказалась. Сегодня, благодаря развитию собственных портов и железной дороги, РФ увела из Латвии значительную часть грузов, прежних объемов перевалки стране уже не достичь. Однако рост объема грузовой базы в РФ опережает ввод новой инфраструктуры, и Латвии могут достаться какие-то остатки. Такие мнения были высказаны в ходе дискуссии в программе "Точки над i" Русского вещания.

Ситуация в транзитной отрасли Латвии стала меняться уже с конца 90-х годов, Латвия была вынуждена считаться с тем, что Россия начала развивать собственную инфраструктуру, строить порты и развивать железнодорожные перевозки, сказал директор департамента транзитной политики Минсообщения и член правления Latvijas Dzelzceļš Андрис Малдупс.

"И мы уже сейчас можем видеть это по цифрам. Например, по нефтепродуктам у нас снижение каждый год примерно на два миллиона тонн, - сказал Малдупс. – Но в то же время мы постоянно находим новые грузы, которые замещают их. Если в конце 90-х мы грузили в общей сложности около 45 миллионов тонн, из которых 25 миллионов – это были нефть и нефтепродукты, то сегодня мы грузим уже 66 миллионов тонн. Порты находят новых клиентов, новые грузы", - сказал Малдупс.

В свою очередь глава парламентской комиссии по долгосрочному развитию Вячеслав Домбровский отметил, что из-за оттока российского транзита Латвия ежегодно недополучает около миллиарда евро.

"В 2002-2003 гг. Россия сделала Латвии предложение: давайте мы серьезно инвестируем в вашу портовую инфраструктуру, даже купим. Это предложение было встречено отказом, можно сказать, что их грубо послали, и Россия приняла решение строить свои порты. Возьмем один из них - порт Усть-Луга, который всего лишь 10 лет назад по своему объему перевалки был примерно как Лиепайский порт, а сейчас через него ежегодно проходит около 100 миллионов тонн грузов в год – это примерно в два с половиной раза больше, чем через Рижский порт. Представим себе некую параллельную вселенную, где Россия бы не приняла такое решение, где мы договорились бы 25 лет назад использовать латвийскую инфраструктуру. Тогда у нас оборот в портах был бы в два раза больше. Если говорить в цифрах, у нас сейчас чисто добавленная стоимость: порты плюс железная дорога – миллиард евро в год, то было бы два миллиарда евро", - отметил Домбровский.

Глава Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш заявил, что Латвия давно знала о том, что Россия будет уводить свои грузы, но сегодняшняя ситуация по объемам перевалки – это как будильник.

"Мы знали, что так будет еще 20 лет назад, а только сейчас размышляем, что делать, в какую сторону двигаться", - отметил Круминьш. При этом, по его словам, сектору транзита надо перестать ориентироваться только на показатель работы, выраженный в количестве перевезенных и переваленных тонн грузов.

"Компенсировать падение объемов грузов можно только через добавленную стоимость. По тоннажу.. я думаю, что никто не будет спорить, что мы достигнем тех пиков, которые у нас когда-то были. Надо замещать тонны экономикой", - сказал Круминьш.

Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш отметил, что ничего нового в стремлении России отправлять грузы через собственные порты нет, но пессимизм ощущался и в конце прошлого года, и в нынешнем. Спад грузов наблюдается, но обратимая ли это потеря – зависит от контрактов в том числе и на следующий год.

У некоторых компаний уже и в этом году с контрактами все не очень хорошо. Председатель правления компании Baltijas Ekspresis, которая перевозит грузы в направлении Вентспилсского порта, Марис Бремзе рассказал, что в первом полугодии еще были некоторые объемы угля – тогда цены на него в Европе еще были приемлемыми, кроме того, а в порту Усть-Луга шел ремонт, и часть угля оттуда пришла в Латвию. На декабрь у компании из заявок на уголь – ноль вагонов, отметил Бремзе.

"Конечно, в ситуации, когда из 8 миллионов тонн грузов, которые мы перевозим в год, 5-6 миллионов – это уголь, у компании есть над чем серьезно думать – как мы можем вообще заместить уголь чем-то другим. Последние три месяца финансово мы держимся за счет того, что было заработано в первом полугодии, "съедаем жир", который был маленьким, но был. Ситуация сложная, и это касается не только Baltijas Ekspresis, но и железнодорожной отрасли в целом", - сказал Бремзе, добавив, что не может обещать, что в компании не пройдет сокращений из-за отсутствия грузов.

Однако исполнительный директор Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс считает, что Латвии будут доставаться какие-то остатки российского грузопотока.

"В России растет не только способность к перевалке грузов, но и их объем. И последний растет быстрее. Так что все не так страшно. Но надо думать, как эти грузы привлечь", - отметил Лейшкалнс.

По теме

Российские грузы быстро уходят: Латвийской железной дороге придется ужаться
"Новотранс" оценил, сколько денег заработает на уводе грузов из портов Прибалтики
В Латвии придумали, как вернуть перевалку белорусских удобрений из Клайпеды
Продайте порт - получите грузы: Китай шантажирует Прибалтику
Теги:
Министерство сообщения, уголь, Латвийская железная дорога (LDz), Рижский порт, грузоперевозки, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik