Слишком часто меняете планы: за что норвежцы требуют с Латвии 65 миллионов евро

© Sputnik / Sergey MelkonovМеждународный аэропорт Рига
Международный аэропорт Рига - Sputnik Латвия
Подписаться
Девелоперы провалившегося проекта крупного бизнес-центра в аэропорте Рига винят в неудаче латвийскую сторону и собираются добиться многомиллионной компенсации через международный арбитраж

РИГА, 18 мар — Sputnik. Международный арбитражный суд в Париже на прошлой неделе завершил рассмотрение жалобы против Латвии, пишет Skaties.lv.

Решение еще не оглашено, но сумма компенсации, которую истцы требуют за нарушение инвестиционного договора, впечатляет – по информации норвежских источников, с Латвии могут взыскать 65 миллионов евро.

Норвежские инвесторы собирались построить бизнес-комплекс у аэропорта Рига, но эти планы не осуществились. Предприниматели винят в неудаче латвийскую сторону, которая изменила планы развития. Но в министерстве транспорта, которое владеет аэропортом, считают, что не могут нести ответственность за обязательства, взятые обществом капитала, и слишком амбициозный бизнес-проект.

Евро - Sputnik Латвия
Иностранные инвесторы уходят из Латвии

Айнарс Шлесерс заявил о приоритетности развития аэропорта, еще будучи вице-премьером в правительстве Эйнарса Репше. Эти амбиции только выросли, когда Шлесерс занял кресло министра транспорта в 2004 году.

Политик заявил, что Рига должна стать важным центром воздушного сообщения на европейском уровне, что за десять лет нужно достичь уровня в десять миллионов пассажиров в год, а это требовало расширения терминала. С помощью эксклюзивных договоров Шлесерс привел в Ригу несколько бюджетных авиакомпаний, и число пассажиров действительно стало значительно расти.

В то время когда аэропорту обещали грандиозное развитие, в Ригу со своим предложением пришли норвежские инвесторы. Они обещали построить гостиницы, конференц-залы, офисные здания и автостоянки. Руководству аэропорта понравился план строительства бизнес-центра, и оно сдало часть своей территории в аренду на 25 лет с правом продления.

Победитель международного конкурса Staur Eiendom и SIA Rixport, принадлежащее двум норвежским компаниям, начали реализацию проекта с офисного здания, а перед расширенным терминалом планировалось построить гостиницу с многоэтажной парковкой. Общий объем инвестиций для строительства первой очереди бизнес-центра оценивался в 430 миллионов евро.

Логотип банка ABLV - Sputnik Латвия
За что боролись: банкам не доверяют ни инвесторы, ни сами латвийцы

Однако затем последовали незапланированные изменения. Rixport пришлось отдать аэропорту один из четырех взятых в аренду участков, потому что он нужен был для размещения инфраструктуры терминала. На другом участке фирма, полностью принадлежащая Rixport, начала строить офисное здание, но вскоре обанкротилась. В ходе процедуры банкротства здание выкупило другое дочернее предприятие, и этот объект поблизости от аэропорта стоит недостроенным до сих пор.

Была построена подъездная дорога, но после этого инвестиции остановились. Экономика оказалась в глубоком кризисе. Норвежские инвесторы и аэропорт искали решение, но переговоры прошли безрезультатно, и владельцы Rixport подали иск к аэропорту в латвийский суд.

Две судебные инстанции приняли решение в пользу аэропорта. Не дожидаясь решения Верховного суда, владельцы Rixport обратились в международный арбитражный суд. На этот раз ответчица – Латвия.

"Нарушением является неисполнение инвестиционного договора, присвоение вложенных инвесторами средств как таковых, по-английски creeping expropriation. Это и есть основание. Другого основания нет", - рассказала присяжный адвокат Агнесе Медне, представляющая Rixport.

По мнению инвесторов, бизнес потерпел крах из-за постоянного изменения планов развития аэропорта – а это ответственность государства. Rixport ссылается на распоряжение времен правительства Айгарса Калвитиса о стратегии деятельности министерства транспорта, одной из целей которой было закончить строительство бизнес-парка аэропорта до 2010 года. Инвесторы не могли планировать дальнейшее развитие территории площадью 23 гектара, пока строительное управление Марупского края не разработало новое детальное планирование.

"Главным мешающим фактором было изменение планов развития. Планов, которые разрабатывало латвийское государство, главным образом в лице министерства транспорта, которые менялись каждый год, а зачастую и несколько раз в год. Для недвижимости место – это самое главное, и если кто-то обещает самое лучшее место и не выполняет этого, это нарушение обязательств", - указала Медне.

Дубай, аэропорт - Sputnik Латвия
Аугулис: богатым восточным инвесторам airBaltic не интересна

С такой позицией в корне не согласна заместительница госсекретаря министерства транспорта Джинета Иннуса. Она считает, что проблемы с планированием могли возникнуть по двум причинам: либо проект был подготовлен на основании недостаточных бизнес-расчетов, либо было желание внести в детальное планирование изменения, которые бы повлияли на проект.

Инвестор требует возместить убытки и упущенную прибыль от недостроенного бизнес-парка в Риге. Норвежское региональное издание Adresseavisen пишет, что инвесторы просят взыскать с Латвии 65 миллионов евро. На портале, посвященном инвестиционной политике, упоминается другая цифра – 26 миллионов.

"Разглашать конкретную цифру я не могу, но инвесторы ожидают, что эти убытки можно будет взыскать с Латвии через международный арбитраж", - отметила Медне.

Представители Rixport пытались разрешить вопрос с руководством аэропорта и требовали компенсацию. По информации журналистов, в 2013 году в переговорах участвовал и адвокат Алдис Гобземс.

"С учетом инвестиционной практики в других городах, я могу сказать, что это способ мотивировать государство прийти к мировому соглашению и выплатить какие-то отступные. При изменении политической ситуации, возможно, кто-то может посчитать, что такое мировое соглашение становится более вероятным", - отметил присяжный адвокат Угис Зелтиньш, представляющий аэропорт Рига.

Решение не договариваться с инвесторами, а идти в суд, было принято в период правительства Мариса Кучинскиса. В международном арбитраже министерство транспорта представляет фирма Lalive – международное адвокатское бюро из Швейцарии.

Тогдашний министр транспорта, а сейчас депутат Сейма Улдис Аугулис считает требование норвежских инвесторов совершенно необоснованным.

Независимый эксперт-аналитик Евгения Зайцева - Sputnik Латвия
Зайцева: Латвии нужно привлекать инвесторов среднего уровня

"Если предприниматель ничего не сделал и пытается выдавить деньги, не давая развиваться и аэропорту, я думаю, нет никак шансов, что они выиграют этот суд", - считает Аугулис.

Один раз компания уже выигрывала международный арбитраж в связи с договором, заключенным во времена Шлесерса. Это был лоукостер Ryanair.

Решение по жалобе норвежских инвесторов ожидается в течение полугода. Договоры об аренде, заключенные с Rixport, больше не имеют силы.

Аэропорт воздержался от каких-то комментариев о том, что планирует делать с освободившимися земельными участками. Ранее глава правления аэропорта Илона Лице в одном из интервью заявила, что на ошибках следует учиться, и такую большую территорию точно больше не следует отдавать в руки одного девелопера, как это сделали в прошлый раз.

Лента новостей
0