Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Васильев: решение РФ однозначное, латвийскому транзиту надо смириться

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкМорской порт Усть-Луга
Морской порт Усть-Луга - Sputnik Латвия
Подписаться
Увеличение перевалки грузов в 2018 году в портах Латвии, скорее всего, лишь эпизод, считает исполнительный директор "Балтийского форума" Александр Васильев

РИГА, 18 янв — Sputnik. Латвийские порты завершили 2018 год в плюсе по грузообороту. Однако прошедший год, скорее всего, просто эпизод, выбивающийся из общей тенденции на снижение перевалки грузов в Риге, Вентспилсе и Лиепае, заявил Rubaltic исполнительный директор "Балтийского форума" Александр Васильев.

По его словам, объем перевалки в латвийских портах определяется тремя факторами: глобальным, политическим и региональным.

Внешняя ситуация

Общая ситуация в мировой экономике не может не оказывать влияния и на Латвию. По прогнозам специалистов Всемирного банка и Международного валютного фонда, в ближайшее время может произойти замедление экономического роста. Прогнозы на 2019 год: рост экономики не более чем на 3%, сказал Васильев. Даже в бурно развивающемся Китае уже не рассматривают рост ВВП в размере 7—9%, а называют осторожные цифры в районе 6% и даже 5,5%.

Цистерны на нефтебазе - Sputnik Латвия
Латвия нашла способ встроиться в Новый шелковый путь

"Все это в конечном итоге будет влиять на развитие международной торговли и, следовательно, на грузооборот через порты", — подчеркнул Васильев.

Замедление роста мировой экономики может быть связано и с торговой войной между Китаем и США, а также определенной изоляционистской политикой президента Дональда Трампа. Кроме того, могут быть политические и экономические сложности в Евросоюзе, указал Васильев.

По его мнению, относительные успехи латвийских портов в прошедшем году могут и не повториться в  году наступившем.

"Если судить не по тенденции 2018 года, а в более долгой перспективе, то начиная с 2012 года, когда грузооборот через латвийские порты достиг своего максимума (порядка 75 миллионов тонн), происходит тренд на снижение объема. Боюсь, что 2018 год выбивается из общей тенденции", — сказал Васильев.

Отношения с Россией

На латвийский транзит большое влияние оказывает политический фактор, а именно отношения с Россией. Нет никаких свидетельств, что новый кабмин, который с большой долей вероятности будет сформирован к 22 января, возьмет курс на конструктивное сотрудничество с Россией, некоторые моменты правительственной декларации уже вызывают вопросы, считает Васильев.

Вид на Памятник Свободы и улицу Бривибас - Sputnik Латвия
Мамыкин: курицу, несущую золотые яйца, Латвия сама зарезала

При этом российские грузы все еще составляют значительную долю в латвийском транзите, отметил он.

"Мне трудно назвать точные цифры, но порядка 60—70% грузов в латвийских портах являются российскими. На железных дорогах 60–70% перевозимых грузов также российские, 20—25% — из Беларуси", — сказал Васильев.

При однозначном решении России развивать собственные порты на Балтике и направлять грузы туда, дать увеличения объема перевалки российских грузов в латвийских портах не приходится, отметил эксперт.

"Я думаю, Россия взяла все-таки однозначное направление на перевоз грузов в свои порты. Насколько ей это удастся к 2020—2022 годам, покажет история", — сказал он.

Конкуренция с Литвой

Латвия в условиях напряженных отношений с Россией рассчитывает на увеличение грузопотока со стороны Беларуси, и здесь немаловажную роль будет играть то, каким образом будут складываться литовско-белорусские и российско-белорусские отношения, отметил Васильев.

Для Беларуси направлять свои грузы через Литву выгоднее с точки зрения географии — железнодорожное плечо в этом случае короче на 200 километров, по сравнению с транзитом через Латвию. Однако между Вильнюсом и Минском имеются большие разногласия по вопросу строительства БелАЭС, и президент Александр Лукашенко уже несколько раз указывал на то, что Беларусь может переориентироваться на латвийские порты.

"Прорабатывается вопрос о приезде делегации из Беларуси на самом высоком уровне в Латвию. В ходе переговоров, конечно, будут затронуты вопросы, касающиеся увеличения грузооборота через латвийские порты", -— отметил Васильев.

Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия
"Газпромтранс": Прибалтику лишат последних капель нефти из Беларуси

По его мнению, латвийские порты могут вполне потягаться с литовскими по цене перевалки. "И цена конечной доставки из нефтеперегонных заводов будет определяющей", — добавил Васильев. По его мнению, только приезд белорусской делегации может прояснить, насколько планы по увеличению перевалки в Латвии серьезные.

В перевалке белорусских нефтепродуктов, которые производятся из российской нефти, заинтересованы и российские порты на Балтике, на необходимость привлечь эти объемы указывал и президент РФ Владимир Путин. Поэтому уровень политических и экономических отношений России и Беларуси тоже играет большую роль.

"Тема транзита нефти с белорусских нефтеперегонных заводов является вопросом не столько переговоров, сколько торга между Россией и Республикой Беларусь", — сказал Васильев.

Подытоживая, он отметил, что латвийские порты на сегодня недозагружены, они ищут возможность для коррекции грузооборота не только за счет тарифов на перевалку, но и за счет качества и скорости перегрузки. Насколько успешно они будут справляться с этой задачей — вопрос влияния трех вышеперечисленных факторов.

Лента новостей
0