РИГА, 6 ноя — Sputnik. Американец латышского происхождения Петерис Алоизс Рагаушс намерен развивать проект строительства СПГ-терминала в Скулте, его компания ведет переговоры как в США, так и с латвийскими властями по поводу финансирования. Возможно, в новом правительстве Рагаушс делает ставку на Новую консервативную партию (НКП) - он стал четвертым крупнейшим ее жертвователем.
Лидер НКП Янис Борданс вместе с еще одним членом партии Гатисом Эглитисом в мае посетили США с целью агитации живущих за рубежом избирателей и привлечения пожертвований. Как сообщалось на сайте партии, они побывали в конгрессе, провели встречи в экспертных сообществах и посетили собрание Объединения американских латышей в Вашингтоне.
Лидеры Новой консервативной партии встретились с одним из восемнадцати латвийских почетных консулов Петерисом Алоизсом Рагаушсом, который спустя месяц перечислил НКП десять тысяч евро, тем самым став одним из крупнейших спонсоров, сообщает передача TV3 Nekā personīga. Как выяснили журналисты, почетный консул планирует развивать бизнес в Латвии – построить терминал СПГ в порту Скулте.
Американец латышского происхождения Петерис Алоизс Рагаушс стал почетным консулом в Хьюстоне, Техас, год назад. Ранее он делал карьеру в нефтегазовом бизнесе. Окончил Мичиганский и Гарвардский университеты, работал в British Petroleum и других крупных компаниях.
Как вспоминают многие политики и дипломаты, Рагаушс помогал организовать встречи с бизнесменами нефтегазовой отрасли в Техасе, когда в США приезжал президент Латвии Андрис Берзиньш. Рагаушс участвовал в мероприятиях во время визита в США министра экономики Даны Рейзниеце-Озолы три года назад, в том числе на крупнейших нефтегазовых предприятиях Техаса. Тогда в кулуарах министр слышала от лоббистов США идею, что в Латвии кто-то может построить терминал сжиженного газа.
Петерис Рагаушс в письме "Ничего личного" объяснил, что до того, как он пожертвовал средства латвийской партии, он сделал взнос в пользу консервативных политиков США. В этот раз Рагаушс решил спонсировать партию в Латвии, потому что, по его мнению, сумма пожертвования по меркам Латвии будет более значимой, чем если бы он перечислил ее какой-нибудь партии в США.
Самый дешевый регазификационный терминал
Проект регазификационного терминала в Скулте возник еще в 2016 году, как и акционерное общество Skulte LNG Terminal, где Петерис Алоизс Рагаушс является председателем совета. В правление компании входит Улдис Салминьш.
В проекте Скултского терминала Рагаушс, по его словам, участвует, потому что у него есть все шансы стать самым дешевым терминалом сжиженного газа в мире, что обеспечит близость Инчукалнского газохранилища. Это означает, что в порту не понадобится создавать цистерны для хранения газа, поскольку его можно будет напрямую качать из третьего по величине газохранилища Европы.
Рагаушс утверждает, что идет поиск поддержки проекта в латвийском правительстве, в Брюсселе и Вашингтоне.
Проект представлен и на сайте Еврокомиссии. В описании говорится, что стоимость регазификации на терминале при ежегодной загрузке в полмиллиарда кубометров газа может составить 10 евро за тысячу кубометров. Такой низкий тариф терминала делает цену на газ очень привлекательной для трейдеров газового рынка. Они могут закупать газ в больших объемах на газовой бирже в период низких цен и после регазификации закачивать его в Инчукалнс. Отмечается, что благодаря закупке газа на спотовом рынке и низкой стоимости регазификации, цена на газ может быть ниже, чем по нынешним контрактам с российским "Газпромом". Стоимость проекта оценивается в 150 миллионов долларов, срок строительства – 2 года, срок окупаемости - 11 лет.
Финансировать проект предполагалось за счет средств из европейского фонда по развитию инфраструктуры The Connecting Europe Facility, за счет привлечения частного стратегического инвестора, банковских займов и других видов привлечения средств.
Однако Еврокомиссия, как известно, не одобрила софинансирование ни одного из проектов стран Балтии в сфере СПГ. Латвийское государство также отказалось финансировать строительство СПГ-терминала, а частного инвестора, который был бы готов покрыть расходы, пока не нашлось, хотя, по словам министра экономики Арвилса Ашераденса, правительство его бы поддержало.