РИГА, 13 июл — Sputnik. Глава центробанка обвинен во взятках, ликвидатор банка, обвиненного в даче этой взятки, убит, один из крупнейших банков страны закрыт по обвинению в отмывании денег Северной Кореи — что творится в Латвии, спрашивает Bloomberg.
Латвия — не новичок в финансовых скандалах, но после драмы, заслуживающей того, чтобы стать основой сериала на канале Netflix, страна вступила в противостояние с Европейским центральным банком (ЕЦБ).
В чем обвиняют главу Банка Латвии?
Илмарса Римшевичса, который возглавлял Банк Латвии с 1992 года, обвиняют в вымогательстве взятки у Trasta Kommercbanka AS, небольшого банка, закрытого в 2016 году из-за участия в отмывании 20 млрд долларов США. Предположительно, Римшевичс получил 250 тысяч евро и оплаченную поездку на рыбалку в Россию в обмен на решение проблем с регуляторами.
Власти Латвии запретили ему выполнять свои обязанности, однако он отрицает все обвинения и отказывается уйти в отставку, несмотря на пожелания латвийских политиков. Так как, согласно законам ЕС, глава центробанка может быть лишен должности только после того, как будет признан виновным в "серьезном нарушении", это противостояние может продлиться до конца 2019 года, когда истекает срок полномочий Римшевичса.
Кто был убит?
Мартиньш Бункус, ликвидатор банка Trasta, был застрелен утром 30 мая возле Братского кладбища в Риге. В Госполиции сообщали, что убийство, скорее всего, является заказным и связано с профессиональной деятельностью Бункуса.
Что это все значит?
По данным журнала Ir, записи были сделаны в сауне в предместье Риги, причем целью расследования был не Римшевичс.
Решение о том, будет ли дело передано в суд, может быть принято в конце года. Судебные процессы в Латвии обычно длятся годами.
При чем тут ЕЦБ?
Латвия — одна из самых маленьких стран еврозоны, а Римшевичс — член совета ЕЦБ, устанавливающего процентные ставки. Ему запрещено покидать страну, поэтому он не может принимать участие в заседаниях совета — его заместитель, Зоя Размуса, участвует в заседаниях в качестве наблюдателя. Также ему закрыт доступ на рабочее место в Банке Латвии.
ЕЦБ и Римшевичс, независимо друг от друга, подали в Европейский суд иски против этих ограничений. Решение суда ожидается в течение следующих шести-восьми месяцев. Также суд рассматривает промежуточный запрос ЕЦБ о смягчении ограничений, наложенных на Римшевичса.
Что говорит сам Римшевичс?
Он отрицает, что просил и получил взятку, но сожалеет, что не сообщил о "намеке" на нее в прошлом. По его словам, он предоставил доказательства того, что сам оплатил свою поездку на рыбалку на Дальнем Востоке России.
Власти Латвии неоднократно заявляли, что дело Римшевичса не связано с проблемами ABLV, сам банк тоже отрицает, что замешан.
Почему Латвии не привыкать к финансовым скандалам?
Среди обвинений, которые ранее звучали в адрес латвийских банков: участие в похищении 1 млрд долларов из финансовой системы Молдавии, перевод 20 млрд долларов незаконной наличности из России с 2010 по 2014 года и помощь, оказанная скандинавской телекоммуникационной компании в даче взяток.
В 2016 году, когда банк Trasta был закрыт из-за обвинений в отмывании денег, латвийский филиал банка Privatbank AS получил штраф в 2 млн евро за участие в молдавской схеме. В прошлом году сразу пять банков согласились заплатить штрафы за то, что не собрали достаточной информации о сделках и бенефициарах, связанных с КНДР.
Почему у Латвии такая история?
После распада СССР банки Латвии, страны с большим русскоговорящим меньшинством, долго служили магнитом для наличности. Хотя это и помогло развитию банковского сектора страны, Латвию также неоднократно критиковали такие организации как ОЭСР, которая высказывала опасения по поводу рисков отмывания денег и слабого контроля.
В 2015 году Латвия решила вступить в ОЭСР и начала жестче регулировать финансовый сектор, назначила рекордные штарфы банкам и закрыла несколько из них по обвинению в отмывании денег. В прошлом году объем иностранных депозитов сократился на четверть.
Как это все повлияло на Латвию?
Череда скандалов заставила Латвию полностью пересмотреть банковскую модель. Правительство запретило банкам работать с шелл-компаниями, а регуляторы помогают сократить деловые отношения с клиентами из страны бывшего СССР.
Количество вкладов нерезидентов сократилось с 40% до 30%, при этом цель — сделать так, чтобы вклады клиентов из СНГ не превышали 5%.