Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Транзитная отрасль Латвии может выставить Литве счет на 150 млн евро

© Pexels / Tuur TisseghemЖелезная дорога
Железная дорога - Sputnik Латвия
Подписаться
Из-за разбора рельсов на участке Мажейкяй – Реньге Латвия лишилась части грузов, которые могли бы идти в Рижский или Лиепайский порт, таким образом транзитная отрасль недосчиталась миллионов евро прибыли

РИГА, 11 окт — Sputnik. Латвийская транзитная отрасль обсуждает размер компенсации, которую может потребовать у Литовских железных дорог за разобранные рельсы на участке Мажейкяй — Реньге, сумма может составить от нескольких десятков до 150 миллионов евро, сообщает LTV.

Еврокомиссия 2 октября оштрафовала Lietuvos gelezinkeliai на 27,87 миллиона евро за то, что в 2008 году она разобрала рельсы на участке путей из Мажейкяй в Реньге (Латвия). ЕК признала, что литовская государственная компания нарушила принцип конкуренции. При этом уплата штрафа не отменяет обязанность устранить нарушение. После того, как Литва окончательно признает нарушение либо проиграет дело в суде, пострадавшие стороны могут потребовать компенсации убытков.

"Решение говорит, что принцип конкуренции нарушен, что дает возможность предприятиям подсчитать убытки и обратиться по поводу их возмещения или в суд, или к Lietuvos geležinkeliai, чтобы ущерб покрыли", — заявил министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.

Стенд компании Газпром - Sputnik Латвия
В Литве обсуждение штрафа за рельсы свернули к жалобам на "Газпром"

По его словам, в настоящее время Latvijas Dzelzceļš подсчитывает недополученные доходы. "Плюс к тому мы со своей стороны содержали этот участок до границы, который у нас нет проблем в течение 24 часов восстановить", — добавил министр.

По данным Latvijas Dzelzceļš, издержки на содержание неиспользуемой в последние годы линии на Реньге составили 6 миллионов евро. Недополученные доходы — намного выше.

"Если бы мы могли претендовать на дополнительные 1,2-1,5 миллиона тонн с Мажейкяйского перерабатывающего завода в Рижский порт, мы бы с каждой тонны получали дополнительно примерно 5 евро", — отметил член правления Latvijas Dzelzceļš Айварс Стракшас.

Свои расчеты сделают также Лиепайский и Рижский порты.

"Когда этот участок закрыли или разобрали, эти грузы было невыгодно везти в Ригу — затраты не окупались. Пока я не могу сказать, какой ущерб был нанесен Рижскому порту, поскольку с момента принятия решения Еврокомиссией прошло слишком мало времени", — отметил управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.

Представители латвийской транзитной отрасли считают, что компенсацию с литовской стороны стоит требовать в том числе, чтобы мотивировать ее как можно быстрее восстановить разобранные рельсы. Возможные решения будут искать также во время запланированной на ноябрь встречи министров балтийских стран.

По словам еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, которая 10 октября посетила Вильнюс, штраф не решает проблемы, созданной Lietuvos gelezinkeliai, и сейчас компания должна предложить пути устранения нарушения.

"Наиболее очевидным решением является восстановление железнодорожных путей, однако есть и другие варианты", — заявила Вестагер.

Железная дорога - Sputnik Латвия
В Литве признали, что разобранные рельсы придется строить заново

Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Двадцать километров пути ударили по транзитной мощи Латвии и помогли Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.

В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию (ЕК), обвинив Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование, по итогам которого на литовскую компанию был наложен штраф, а также обязанность восстановить пути.

Литовские должностные лица не признают нарушения и заверяют, что участок пути в 2008 году был разобран из соображений безопасности, а транспортные потоки существенно не изменились.

Лента новостей
0