07:18 19 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.1076
  • RUB73.3855
Готовая стеновая панель перемещают на склад

История успеха: Skonto Group застраивает Стокгольм

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
732

Экономический кризис группа компаний Skonto использовала для вхождения на строительный рынок Скандинавии - десятки новых зданий в Швеции построены из железобетонных плит латвийского завода этой группы

РИГА, 8 июн – Sputnik, Андрей Татарчук. Завод Skonto Prefab находится в Саласпилсской волости. Там железобетонные каркасные плиты делаются уже 12 лет: запускали в эксплуатацию этот проект почти на пике роста цен на недвижимость и строительство. А после того, как в 2008 году цена на квадратный метр упала втрое, акционеры завода обратили внимание на внешние европейские рынки.

Несколько лет назад председатель правления Skonto būve и холдинга GRF Гунтис Равис говорил, что в Латвии уже никогда не будет бума жилой коммерческой недвижимости, какой поразил республику в начале и середине нулевых годов нашего века.

Жизнь после пузыря недвижимости

На пике бума и исключительно для латвийского рынка Равис — кстати, православный меценат, вызолотивший купола главного рижского Христорождественского собора, — поставил завод в волости Саласпилс.

Его строительная компания успешно участвовала в ряде крупных государственных и муниципальных проектов. Например, это модернизация 56-километрового участка латвийской железной дороги Скривери — Крустпилс с бюджетом 93,4 млн евро, включая 65,5 млн евро средства Фонда выравнивания ЕС: здесь генподряд госпредприятия выполнило объединение компаний Skonto būve, BMGS, ACB и Binders.

"Деньги в строительной отрасли есть только в проектах, проходящих по конкурсам с софинансированием европейских фондов, — это государственные и муниципальные проекты. Такого пузыря, какой он запомнился всем, не будет уже никогда — и строители в Латвии это прекрасно понимают", — говорит Гунтис Равис.

В отличие от строительного сервиса, товары выглядят более привлекательно, учитывая, что в Латвии умеют делать продукцию широкой линейки ЖБИ (железобетонных изделий) высокого качества по ценам ниже, чем на рынках развитых стран единого европейского таможенного пространства.

В 2016 году оборот завода был 30,2 млн евро, а в 2018 году планируется увеличить мощность до 40-45 млн евро. Конечно, можно сказать, что это скромнее показателей заводов железобетонных изделий в Краснодаре, Иркутске и Москве, но для страны с таким комплексом проблем, как депопуляция, жесткий хронический дефицит госбюджета и рост внешнего долга, это одно из самых успешных предприятий сектора реальной экономики.

Четыре стены для каждой шведской семьи

Учитывая, что все тут крутится вокруг бетона — в основном это сырье латвийской фабрики Cemex в Броцены, владельцы которой, мексиканский холдинг, имеют право на разработку крупнейших доломитовых карьеров в западной части Латвии — тут пыльно и шумно. На одной половине цеха рабочие формируют арматурные решетки будущих каркасных строительных панелей для стен и потолков, лестничных пролетов, сендвичных панелей — они все разные, в соответствии с архитектурным проектом и требованиями. Что угодно — на ваш контракт.

— Можем отлить колонны дорического ордера или ионические, если это есть в проекте, — говорит один из работников. — Не вопрос, ЖБИ все отливаются по одному принципу, а как связать арматуру для каркаса, мы знаем.

Цех завода по производству железобетонных конструкций Skonto Prefab
© Sputnik / Sergey Melkonov
Цех завода по производству железобетонных конструкций Skonto Prefab

Плиты и колонны в горизонтальном положении заливаются из ковша рельсового крана определенным бетоном в соответствии с заказом и европейским кодом — например, марки XCS, сушатся с подогревом и вентиляцией. Далее изделия проверяются на качество и, если все хорошо, маркируются и грузятся на грузовики, отправляющиеся в порт. Максимум в грузе — пять плит по 4 тонны, минимум — всего одна, завод делал 14-тонные плиты для проекта одного нестандартного жилого дома в Швеции.

В западной части цеха часть горизонтальных столов для плит убрали, установив самое современное в Балтии оборудование для производства все тех же панелей. Это так называемый Battery mold — кассетный агрегат, в котором с вентиляцией и подогревом пятитонная каркасная плита доходит до готовности всего за 8 часов. И главное — это оборудование позволяет заливать плиты бетоном и держать их в полной стабильности до застывания материала в строго вертикальном положении. В агрегате две секции и в общей сложности 9 отдельных вертикальных кассет, то есть, в принципе, за восьмичасовой рабочий день тут делаются полторы комнаты, включая стены и потолки.

Рабочие готовят кассетную установку для производства железобетонных стеновых панелей
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рабочие готовят кассетную установку для производства железобетонных стеновых панелей

В этих четырех стенах из Латвии скоро поселится какая-нибудь стокгольмская семья. Ничего, что в ней скорее всего никто никогда не будет знать, что каркас их славного дома в Скогасе или Вазастане сделан в соседней республике на другом берегу Балтийского моря. Главное, эти люди будут жить в качественном доме. А качество сам Гунтис Равис гарантирует, потому что с низким качеством ни в Скандинавии, ни в других странах делать сегодня просто нечего. 

Нагрузка — и еще возрастет

— Нагрузка-то возросла — с начала дня бетоном уже залили 26 стенных плит, — говорит рижанин Денис, помощник оператора центра управления производства ЖБИ. — Новое оборудование увеличило производство панелей  на заводе на 35% — с 6 тысяч до 10 тысяч квадратных метров стен в месяц.

Оператор высокотехнологического производства бетона
© Sputnik / Sergey Melkonov
Оператор высокотехнологического производства бетона

В соседнем цеху делают филиграны — так рабочие называют армированные потолки, которые потом уже сами строители будут бетонировать, проложив в них кабели и тому подобное. Также этот завод делает фасадные или внутренние стены из черного бетона — его не надо красить, а выглядит необычно — и стены с имитацией кирпичной кладки, в этом случае страны экспорта всегда северные, шведы любят аккуратненькие пряничные домики из ровных кирпичиков.

Псевдокирпичные фасадные стены весом 8268 кг сегодня пока стоят в цеху производителя. По документам они вскоре уйдут паромом к заказчику Midroc Constraction — компании, возводящей дом в Уппсала. Есть поставки девелоперам проектов жилых и мультифункциональных зданий 79&Park, Metronomen — все в шведской столице.

В 2016 году завод отгрузил каркасные конструкции одному из крупнейших заказчиков — шведской компании, строившей Trubaduren, три высотных жилых зданий в районе Стокгольма на 266 квартир плюс подземная парковка. Из этих плит построена новая восьмиэтажная лаборатория NEO — Medicinaren 25. Для этого объекта Skonto Prefab  поставил 1660 тонн только металлоконструкций, не считая бетона. Завершен также 16-этажный отель Älvsjö в окрестностях Стокгольма.

Гунтис Равис, председатель правления Skonto buve торжественно запустил новый агрегат
© Sputnik / Sergey Melkonov
Гунтис Равис, председатель правления Skonto buve торжественно запустил новый агрегат

В  некоторых проектах в Латвии, а также в Литве и Эстонии появляются жилые и общественные объекты с каркасом из панелей сконтовского завода. Из свежего — это центр спорта и отдыха в Бауске. Хотелось бы больше, конечно, но уж как есть. И к тому же вся продукция завода до конца текущего года расписана по контрактам со скандинавскими строителями — на 95% это Стокгольм, где рижан хорошо знают, а также Мальме, Норчепинг, Линчепинг, Ставангер, Осло и другие города европейского севера.

Не только пивом и салакой славные

Шведское направление, вообще-то не белое пятно на экспортной карте всех латвийских производителей. Каркасные плиты и другую продукцию для строительства в Латвии делают также компании UPB, Konsolis, BMGS. Стоит заметить, все они ориентированы на внешние рынки по причине легкого экономического вакуума на милой, но пустоватой родине.

Литовский завод в Маркучае установил карусельный агрегат заливки плит и вывозит продукцию в Травемюнд и Норчепинг паромами компании Stena Line из Вентспилса и Лиепаи. И главное — по расчетам шведов, в течение ближайших пяти лет их рынок будет испытывать дефицит каркасных панелей. 

Исполнительный директор сконтовского завода Мартиньш Кенгис рассказал Sputnik Латвия, что рынок Швеции оценил качество продукции завода. Рост заказов не удивил, это логично для этого рынка. Дело, конечно, и в выгодной цене: шведские и датские заводы не могут предложить ее ниже латвийской. Но и в условиях поставки, гарантиях латвийцы тоже уже съели собаку на рынке строительства скандинавских стран — знают и доверяют. Хотя свой завод там латвийцы не стали бы открывать.

Директор завода Skonto Prefab Мартиньш Кенгис
© Sputnik / Sergey Melkonov
Директор завода Skonto Prefab Мартиньш Кенгис

— В связи с ростом  сбыта на рынке Швеции нам надо было понять, как произвести больше. Решили разобрать горизонтальные столы и поставить кассетный агрегат, который вы видели. Мы вложили в модернизацию производства 1,3 млн евро и рассчитываем за год на нем произвести продукцию на 6 млн евро, — говорит Мартиньш Кенгис.

По теме

Латвия хочет возобновить экспорт рыбной продукции и цемента в Россию
IT вместо недвижимости: сколько заработали латвийские миллионеры
Теги:
железобетонные изделия, Skonto, Гунтис Равис, Саласпилсский край, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik