РИГА, 27 июн — Sputnik, Милена Ясинская. На презентации Рижской биеннале современного искусства (RIBOCA) куратор Катерина Грегос огласила название выставки и главные идеи, которые лягут в основу концепции. Площадки, где пройдут выставки, станут известны осенью, а имена участников — в начале следующего года.
Сейсмограф перемен
Куратором основного проекта RIBOCA назначена гречанка Катерина Грегос, историк искусств, лектор и публицист, которая живет и работает в Брюсселе. Она с легкостью оперирует философскими терминами, и в ее устах слова "трансгуманизм" и "дистопия" не звучат устрашающе.
Госпожа Грегос стояла у руля множества громких арт-проектов: с 2012 по 2016 год была художественным руководителем арт-ярмарки Art Brussels, курировала экспозиции павильонов Дании (2011) и Бельгии (2015) на Венецианской биеннале. Сфера ее интересов — остросоциальное искусство в его связи с политикой, демократическими ценностями и капиталистическими реалиями. Наследие колониализма, проблемы свободы слова и прав человека, миграционный кризис – эти темы проходят красной нитью в ее экспозициях.
В то же время большое значение она придает визуальному языку.
"Я люблю делать выставки, которые выглядят хорошо… Я верю в силу искусства как способа коммуникации. И в его способность менять наше мышление. Большие биеннале часто ретроспективны, устремлены в прошлое. Но прошлым должны заниматься музеи. А Рижской биеннале стоит заняться настоящим", — считает Грегос.
Лейтмотивом Рижской биеннале станет тема перемен. Ее название Everething Was Forever, Until It Was No More ("Все было вечно, пока перестало быть таковым") повторяет заголовок книги профессора университета Беркли, антрополога Алексея Юрчака, исследовавшего позднесоветский период и процесс распада СССР.
Катерина Грегос поясняет, что, читая эту книгу, она получила представление о направлении, в котором стоит двигаться.
"Юрчак заметил интересный парадокс: в позднесоветское время никто не мог представить, что этому строю скоро придет конец. И в то же время, когда СССР развалился, все восприняли это как естественный процесс. Труд Юрчака побудил меня задуматься об идее перемен. Как мы адаптируемся или не адаптируемся к ним, как они происходят, какие фрустрации у нас вызывают", — говорит Катерина.
Сейчас популярны идеи трансгуманизма, добавила Грегос.
"Мы становимся инженерами себя, своих мозгов и тел. Труд, каким мы его знаем, скоро станет устаревшим понятием. Миллионы людей останутся без работы из-за искусственного интеллекта. И мы на Рижской биеннале можем создать портрет того, где мы находимся сегодня — политически, социально, экономически, экзистенциально", — рассказывает куратор выставки.
Ставка на местный контекст
На пресс-брифинге Катерина Грегос пояснила, почему местом проведения биеннале избрана именно Рига.
"Ваш город абсолютно прекрасен. И удивительно недооценен!.. В отличие от мировых столиц, перенасыщенных современным искусством, в Латвии еще не развита арт-инфраструктура, и биеннале имеет шанс повлиять на ситуацию, предоставив балтийским художникам большой простор для экспериментов… Я удивилась, когда на встрече с местными интеллектуалами услышала фразу, что Рига не имеет своего нарратива. Как это возможно? Возможно, он еще недостаточно артикулирован?" — говорит Катерина.
По словам Грегос, подходящие условия для проведения выставки обеспечивают расположение Риги и история Балтийского региона в целом, прежде всего, "большой геополитический сдвиг, случившийся в начале 90-х, в результате которого балтийские страны оказались на передовой процесса реинтеграции".
В мире искусство стран Балтии, несмотря на его сильные традиции, знают мало. Ведь после распада СССР Прибалтика включилась в восточноевропейский арт-процесс не столь активно, как другие государства бывшего соцблока. Пора исправить это положение, уверена куратор.
Она отметила, что проведение RIBOCA — частная инициатива Фонда Рижской биеннале, благодаря его поддержке выставка свободна в реализации своих идей и не зависима от государства, политиков, спонсоров. Команда Рижской биеннале намерена тесно сотрудничать с местными арт-институтами и привлечь к проектам Рижской биеннале как можно более широкую аудиторию. С этой целью будет организована масштабная образовательная программа.
Финансирование RIBOCA возьмет на себя Фонд Рижской биеннале, основанный Агнией Миргородской, специалистом в сфере арт-бизнеса с русско-литовскими корнями. Агния получила степень магистра в Институте искусств Sotheby's, училась в Лондоне и Нью-Йорке, свободно владеет пятью языками.
Для Миргородской, которая станет комиссаром Рижской биеннале, это первый масштабный арт-проект, к его реализации привлечена команда блестящих профессионалов, в которую войдет также сокуратор из Дании Солвей Хелвег Овесен.
Агния надеется, что RIBOCA станет неотъемлемой частью культурного кода Балтийского региона.
"Рижская биеннале — долгосрочный проект. Мы постараемся провести ее максимально хорошо, нам нужно успешно заявить о себе", — подчеркивает Миргородская.
Напомним, майская презентация RIBOCA в музее Peggy Guggenheim Collection в Венеции собрала сливки мирового арт-бомонда.
"Запустили самый крутой проект в Северной Европе! Уверен, что он станет самым значимым культурным событием для Риги", — написал позднее в Facebook соучредитель Фонда Рижской биеннале Александр Гафин.