РИГА, 15 мая — Sputnik, Милена Ясинская. Главные награды 57-й Венецианской биеннале достались немецким художникам Францу Эрхарду Вальтеру и Анне Имхоф. Темы, затронутые ими, оказались созвучны идеям латвийского участника биеннале Микелиса Фишерса, предлагающего зрителям задаться вопросом: "Что плохого может случиться?"
Куратор основного проекта биеннале Vive arte viva Кристин Масель решила вывести на сцену живое, свободное, полное страсти искусство, резонирующее с актуальными проблемами современности. В фокусе внимания оказались интерактивные арт-проекты и перформанс. Именно в этом поле и действуют победители. Арт-ветеран Франц Эрхард Вальтер, начавший карьеру еще в 60-е, представил стальные напольные скульптуры и текстильные полотна, которые каждый желающий может превратить в реквизит для собственных действий. Но его "Золотой лев" за участие в основном проекте Vive arte viva – приз, скорее, за вклад в искусство.
Побег из концлагеря
Куда больший ажиотаж вызвала выставка "Фауст" Анне Имхоф в немецком павильоне: желающим попасть на нее пришлось выстоять огромную очередь. Действие танцевально-музыкальной мистерии разворачивается в прозрачном архитектурном сооружении, которое по форме напоминает аквариум с двойным дном, а по сути является чем-то вроде концлагеря. Через стеклянный пол зрители наблюдают перформанс: танцоры передвигаются в полусогнутом состоянии, выполняя приказы юношей в темной одежде, путь на свободу пленникам преграждают охранники с собаками — доберманами. Те же, кто вырвался из плена, застывают в скульптурных позах на стеклянных пьедесталах над головами зрителей или смешиваются с публикой в зале.
Прощание с эго
Темы поиска индивидуальной свободы и выхода из тупиков современной цивилизации не чужды и Микелису Фишерсу. Центральную роль в его проекте "Что плохого может случиться", созданном при участии куратора Инги Штеймане, играет крупноформатное полотно Breakthrough. Farewell to Selfness ("Прорыв. Прощание с самостью"). На нем изображены перетекающие друг в друга биоморфные формы телесного цвета: фрагменты органов, мышц, впадины и складки. По словам художника, его картину можно трактовать и как рефлексию на тему прощания с собственным эго, и как поиск выхода из тупиков, в которые заводит нас одержимость материальными благами.
Впечатление дополняют свето-звуковая инсталляция с красноречивым названием "Рептилоид иммобилизирует галлюцинирующих дарвинистов" и серия работ с резьбой по дереву с участием тех же рептилоидов (людей-ящериц), инопланетян, йети и прочих тварей, разыгрывающих антиутопию в формате комикса-анекдота. Инопланетяне мониторят гуманитарный кризис на базе, где растят доноров на органы для олигархов. Гигантские кузнечики нападают на туристов у пирамид Гизы. Рептилоиды обучаются медитации у буддистских монахов. Они же лечат стерилизованных русалок от депрессии. И отправляются на организованный шопинг-тур по Елисейским полям.
Мрачные и смешные деревянные гравюры напоминают треш-опусы худшего режиссера всех времен Эда Вуда. Но при этом у Фишерса присутствует и социально-критический запал, и отсылки к любимой им еще с юности эзотерике. В 90-е художник неоднократно наведывался в Мексику в поисках мест, где наблюдали НЛО. Попутно штудировал эзотерическую и конспирологическую литературу, изучал на себе воздействие галлюциногенов, практиковал цигун, исследовал шаманские ритуалы, даже шагал по раскаленным углям, фиксируя это на видео. Ролик с прогулкой по углям три года назад был представлен в Музее медицины на выставке Фишерса "Несправедливость", которая в 2015 году принесла художнику престижный приз Пурвитиса.
Новый арт-центр
Участие Латвии на Венецианской биеннале не ограничилось лишь торжествами по случаю открытия Латвийского павильона. В музее Peggy Guggenheim Collection при большом стечении светской публики прошла презентация 1-й Рижской биеннале современного искусства (RIBOCA), которая стартует в июне 2018 года. Мероприятие привлекло представителей арт-бомонда: коллекционеров, кураторов, галеристов, представителей художественных фондов. Были и российские знаменитости, в том числе Владимир Познер и Ксения Собчак. Под музыкальное сопровождение ансамбля Villa Camellia и латвийского этномузыколога Валдиса Муктупавелса гости наслаждались рижским бальзамом и знакомились с будущим проектом.
Инициатором проведения RIBOCA стал Фонд Рижской биеннале, созданный Агнией Миргородской. Главными задачами Рижской биеннале основатели называют интеграцию художественного процесса стран Балтии в общемировой контекст и создание открытой платформы для художественных экспериментов.
Куратором Рижской биеннале назначена историк искусств Катерина Грегос, гречанка, которая живет и работает в Брюсселе. В послужном списке госпожи Грегос множество громких проектов. Она возглавляла Центр современного искусства в Афинах, была художественным руководителем арт-ярмарки Art Brussels, курировала экспозицию павильона Бельгии на 56-й Венецианской биеннале и основной проект V Биеннале в Салониках.