По сути это первый случай со времен обретения Латвией независимости, когда латыш без экивоков, ясно и членораздельно заявляет: латышский народ поголовно сотрудничал с советской властью. За исключением четырех-пяти чудаков-диссидентов.
На свою голову газетный корреспондент спросил режиссера про мешки КГБ.
"По-моему, требовать открыть эти мешки лицемерно, потому что, насколько я помню из своего советского детства, весь латышский народ сотрудничал с советским режимом, за исключением каких-нибудь пяти человек, таких как Гунар Астра или Лидия Доронина-Ласмане. Все остальные, если меня не подводит память, в какой-то мере сотрудничали — выходили на демонстрации 1 мая, вступали в пионеры и комсомольцы. Я даже думаю, что так называемое сотрудничество для латышского народа в то время было единственным способом выживания. И сосланным латышам это нужно однажды понять", — ответил Херманис.
Правда, Херманис, недаром талантливый постановщик, несколько облагородил коллаборационизм своих соплеменников. Оказывается, сотрудничество с Советами было единственным шансом сохранить латышскость и ее сокровища — язык и культуру. И они поступили кротко, как голуби, но мудро, как змеи: "Балтийские народы за сорок лет оккупации мудро выжили, сохранив важные вещи для наших потомков… А теперь нужно выбрать хороших и плохих — это тупо", — считает режиссер.
И в самом деле. Если коллаборационисты предавали свои язык и культурное наследие — это одно дело. Однако именно во время советской власти латышская культура расцвела пышным цветом. В культурном каноне Латвии процентов 75-80% произведений и достижений вышли из-под пера, кисти, резца, пюпитра и т.п. именно в советские годы.
Говорят, что даже Путин выбрал профессию чекиста, беря пример с легендарного латыша.
В фильме "Путин", который сейчас распространяют в соцсетях, одноклассник российского президента Виктор Борисенко затрагивает тему выбора профессии своим другом и упоминает портрет легендарного разведчика, который стоял на на даче столе у Володи Путина. Это был портрет, как говорил сам Путин (о чем писал в своей книге Рой Медведев), Яна Карловича Берзина, одного из создателей советской военной разведки.
Ну и признание в том, что в начале 90-х латыши "просто пошутили", было бы небольшим приятным бонусом для так называемого русскоговорящего населения Латвии. Для которого было, мягко говоря, шоком то, как в 90-е годы круто поменялось "коренное население". "Однажды утром они проснулись", но рядом были уже совсем другие латыши. Не те, с которыми десятилетиями жили и работали бок о бок, переженились, выпили немерянно водки. А правильные, нордические, высшие и мстительные существа. Чего только не сделаешь, когда стыдно смотреть в зрачки своему прошлому.
Так может быть и на самом деле стыдиться нечего? Может это чувство действительно импортировали на родину те, кто бежал из своей страны и их потомки? Как какой-нибудь птичий грипп или лихорадку?