Попытка президента Вейониса призвать латвийский народ жить дружно ожидаемо провалилась. Вопрос гражданства остается красной линией для народных избранников.
Ситуация вокруг инициативы президента об автоматическом присвоении гражданства Латвии всем новорожденным детям очень показательна. По сути, ее принятие могло изменить общество очень незначительно, но даже такой мелкий шаг коалиция сделать не захотела.
В информационном пространстве даже создалось впечатление, что президент предложил подарить негражданам нечто новое и ценное. Однако все возможности у неграждан уже давно есть, и отнюдь не благодаря президенту.
Кого обделили?
Оставим на время эмоции и хладнокровно изучим цифры. Кто эти люди, которым не досталось автоматического латвийского гражданства?
По данным статистического управления Латвии, число детей, которым родители выбрали статус негражданина, никогда не было большим, а сейчас неуклонно сокращается. Так, в 1999 году их было всего 3% от общего числа новорожденных в Латвии. К 2016 году эта цифра опустилась до незначительных 0,25%. То есть на каждого ребенка со статусом негражданина приходится 400 детей с гражданством Латвии.
Могут ли дети неграждан стать гражданами? Да, и очень просто. Для этого достаточно, чтоб один из родителей захотел зарегистрировать ребенка гражданином.
Как рассказал Sputnik Латвия большой специалист в области прав неграждан депутат Сейма от партии "Согласие" Борис Цилевич, эта возможность у родителей-неграждан появилась еще в далеком 1998 году! Такие поправки были приняты по инициативе верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам Макса ван дер Стула и поддержаны на референдуме в октябре того же года — во многом благодаря кампании, организованной Нилом Муйжниексом, который в то время был директором неправительственной организации "Латвийский центр по правам человека".
Пользуются ли этой возможностью неграждане? По данным МВД, пользуются и очень активно, особенно после упрощения процедуры. Если в 2013-м лишь трое из пяти детей неграждан при рождении становились гражданами, то к 2016-му на одного новорожденного негражданина приходилось почти шесть детей, которых родители регистрировали как граждан.
Латышские националисты могут сколько угодно кричать о том, что все неграждане не хотят, чтоб их дети были гражданами. Это удобный для их электората миф. Реальные цифры показывают, что при условии выбора, не отягощенного экзаменами, поборами и бюрократией, абсолютное большинство неграждан выбирают для детей гражданство своей родины. И это не данные опросов, а статистика.
Такие символы не нужны Латвии
Предложение президента Вейониса не может серьезно изменить проблему негражданства и является лишь символическим жестом. Дискуссия, развернувшаяся по поводу инициативы, как зеркало отражает общество, но практически никак не меняет происходящего.
Как сильно сократилось бы число неграждан, если бы коалиция поддержала предложение президента? Посчитаем. Сейчас в Латвии 222 тысячи 847 тысяч неграждан. По данным статистического управления, за последние три года их количество уменьшалось примерно на 10 тысяч человек в год, в основном за счет естественной убыли населения.
В 2016 году, по данным МВД, зарегистрировано 36 детей-неграждан. В 2015 году — 50.
Предложение президента при самом оптимистичном исходе изменило бы этот расклад на половину сотой процента (0,005%), зато могло быть стать символическим. Но такие символы Латвии не нужны.
Самым неожиданным и неприятным во всей этой истории оказалась реакция общества на предложение президента. Его не поддержали 25% латышей. Если ранее считалось, что Национальное объединение поддерживают всего 10% населения, то этот опрос показывает, что в отношении неграждан число сторонников Нацблока значительно шире.
Arī vairums latviski runājošo šādu priekšlikumu vairāk vai mazāk atbalsta (66%). Kopumā lielāki vai mazāki iebildumi ir 25%latviski runājošo pic.twitter.com/EapLpfpr8P
— Arnis Kaktiņš (@ArnisKaktins) 7 сентября 2017 г.
Как оказалось, есть и среди неграждан те, кому не нужно латвийское гражданство. Правда, их количество оказалось существенно меньше, чем любят повторять латышские националисты, — всего 5% от всех опрошенных.
Что же будет с Родиной и с нами?
Самим негражданам от инициативы президента ни холодно, ни жарко. Родители по-прежнему сохранили право выбора гражданства для своих детей, а те, когда вырастут, все так же смогут стать гражданами Латвии или России, или остаться негражданами.
Именно это и важно. А предвыборные надувания щек националистов — не более чем заигрывание с аудиторией. Довольно опасное и глупое заигрывание.
Число неграждан с каждым годом сокращается, и сохранить навсегда положение вещей, при котором в Латвии есть граждане двух сортов, никакой политической силе не удастся. Единственный вопрос состоит в том, как долго мы сохраним это позорное явление. И, к сожалению, похоже, что это надолго.