РИГА, 17 дек — Sputnik. Парламентский секретарь Минобороны Лиене Гатере отметила, что демонтаж железнодорожной инфраструктуры на границе - лишь один из элементов в плане контрмобильности, ведь потенциальное вторжение возможно и с воздуха, и с моря. "Очевидно, что рельсы не являются ключевым элементом и их демонтаж не может служить панацеей", - сказала она.
Гатере сообщила, что в план контрмобильности уже включены механизмы, позволяющие Минобороны демонтировать рельсы при возникновении соответствующей угрозы. "К конкретной угрозе мы готовы и выступаем за демонтаж отдельных участков рельсов в определенных обстоятельствах", - подчеркнула она, добавив, что одно дело - планы Минобороны, однако ограничение железнодорожного движения стало бы общим решением правительства.
Полковник Объединенного штаба Национальных вооруженных сил (НВС) Андрис Риекстс на заседании подкомиссии отметил, что НВС проводят оценку коридоров мобильности, которыми в основном служат главные автодороги, и в повестке дня была и в том числе железная дорога.
Риекстс подчеркнул, что НВС подготовили планы на случай развития кризисной ситуации и проработали различные сценарии. По его словам, наихудшим является сценарий внезапности, когда времени на реагирование крайне мало. "Оценивая возможные меры в отношении железной дороги, наибольшее преимущество по времени мы получаем тогда, когда этой железной дороги нет", — многозначительно сказал он.
Парламентский секретарь Минобороны Гатере указала, что в оценке НВС учтено необходимое время для разрушения рельсов и соответствие этих мер планам НАТО и других стран Прибалтики. Конкретные сроки, которые потребовались бы НВС для разбора железной дороги, публично она не раскрыла.
Директор первого департамента двусторонних отношений министерства иностранных дел Улдис Микутс отметил, что, согласно анализу МИД, у Латвии нет международно-правовых обязательств по содержанию транзитной инфраструктуры. При этом он подчеркнул — если транзит ограничивается для одной страны, он не должен сохраняться для других, позиция двух других стран Прибалтики в этом вопросе имеет ключевое значение. По имеющейся информации, ни Эстония, ни Литва в настоящее время не намерены закрывать транзитные возможности, однако именно согласованность действий станет решающим фактором при принятии Латвией национального решения, отметил Микутс.
МИД активно взаимодействует со странами Центральной Азии, логистика и транспорт являются одними из приоритетов внешнеполитического ведомства, добавил Микутс. По его словам, министерство заинтересовано в привлечении грузопотоков в латвийские порты, и этот фактор также учитывается другими странами Прибалтики.
Директор департамента железнодорожного транспорта Минсообщения Патрик Маркевич сообщил, что на фоне публичных дискуссий о возможном демонтаже рельсов министерство получило резкие сигналы от отдельных предприятий транзитного бизнеса.
Маркевич отметил, что в таком стратегическом вопросе безопасности "говорить о деньгах, вероятно, действительно неуместно", однако потенциал железнодорожной инфраструктуры остается очень высоким. При этом он подчеркнул, что необходимо учитывать и возможные изменения внешних условий, в том числе планы США отменить санкции на белорусские калийные удобрения. По его словам, он не хотел бы оказаться в ситуации, когда Латвии впоследствии зададут вопрос, почему все потоки калийной соли ушли через Клайпеду.
Глава подкомиссии Эдвинс Шноре (Нацобъединение) после заседания отметил, что в вопросе возможного демонтажа рельсов публично прозвучало, что в Латвии есть "стороны", которые очень заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. "Соответственно, есть лобби, которое заинтересовано в том, чтобы оно продолжалось", — заявил Шноре.
Ранее сообщалось, что Сейм отклонил проект решения оппозиционного Национального объединения, который предусматривал демонтаж инфраструктуры латвийско-российской пограничной железной дороги.
Нескольким латвийским министерствам и учреждениям безопасности поручено до конца года подготовить заключение о том, какое влияние на Латвию оказало бы уничтожение рельсов на российской границе. При этом президенты стран Прибалтики подчеркнули, что такое решение должно быть общим.