РИГА, 15 дек — Sputnik. Латвия привлекает все больше узбекских мигрантов. Начиная с 2022 года Латвия выдала иностранным гражданам 72 363 временных вида на жительство, из них 5920 получили граждане Узбекистана, или более 8% от общего числа.
По данным Управления по делам гражданства и миграции, чаще всего граждан Узбекистана в Латвии приглашают на работу в сферы строительства и логистики. Привлекает их в том числе возможность устроиться на работу, зная русский язык.
Как граждане Узбекистана попадают на работу в Латвию
Прежде чем принять иностранного работника, государство требует убедиться, что на это место не претендует местный житель.
"Сначала нужно выставить вакансию на портале NVA [Государственное агентство занятости], она должна провисеть десять рабочих дней. Только если никто не подходит, мы получаем разрешение продолжать оформление," - рассказала представитель одного из латвийских агентства по найму иностранных работников.
По ее словам, "если местные кандидаты вас не интересуют, то мы стараемся сделать так, чтобы они вам не подошли".
Параллельно агентство подбирает людей в Узбекистане под требования латвийского работодателя. После оформляется приглашение, затем работник подает заявку на визу и приезжает в Латвию уже с готовыми документами для начала работы.
Но часто можно обойтись и без посредничества компаний - например, найдя претендентов через соцсети. Владелец логистической компании из Риги рассказал, что у узбеков отлично работает сарафанное радио, они мгновенно делятся новостями, поэтому слух о том, что латвийская компания нанимают граждан Узбекистана, разлетелся очень быстро, и фирма смогла выбирать среди опытных водителей.
"Я считаю, что местные водители практически закончились, потому что средний возраст водителя - 55 лет, а молодые уже давно уехали работать в Норвегию или Германию", - заявил глава компании.
Руководитель других транспортных компаний пояснил, что в западных странах ЕС водитель может зарабатывать "около 100-110 евро в день", тогда как в Латвии компании могут предложить "в среднем 80-90 евро". Это тоже неплохая зарплата, но все же ниже, чем в Германии или Нидерландах. Поэтому для латвийских граждан такие условия нередко становятся "практически неинтересными".
Он отметил, что из-за постоянной нехватки местных кадров компании ищут работников не только из Центральной Азии, но и из стран Юго-Восточной Азии.
"Лично мы работаем с филиппинцами. У меня 70% водителей с Филиппин. Я нанимаю филиппинцев потому, что они знают английский язык, им в Европе легче. Но многие компании выбирают узбеков, потому что с филиппинцами сложнее и они дороже в оформлении. С узбеками все проходит намного проще", - сказал он.
Еще один представитель отрасли рассказал, что раньше многие компании нанимали водителей из Беларуси, России и с Украины: "Но теперь украинцы уехали защищать Родину, россиянам не дают визы, а у белорусов долгие проверки при продлении ВНЖ".
"Кроме того, белорусы уже разбалованные на европейском рынке, они очень много у поляков работают, у литовцев, и у них выросли запросы. К тому же они хотят очень часто ездить домой, а узбек приезжает и работает в среднем полгода, потом едет на месяц домой, потом приезжает и опять полгода работает, и нет этих капризов "хочу домой, не хочу домой", - сказал эксперт.
По его словам, водители из Узбекистана очень трудоспособные и ответственные и не воруют топливо из баков, как местные водители.
Один из работодателей отметил, что водители из Узбекистана почти не пьют: "В отличие от наших. В старые времена водителей десять, наверное, пришлось самим отвезти к наркологу и кодировать".
Как латвийским предприятиям советуют обойти закон
Чтобы иностранные работники не сбивали уровень зарплат в Латвии, для них установлен минимальный порог оплаты. Сумма зависит от сферы работы и каждый год пересчитывается по средней зарплате в этой отрасли. Например, в пищевом производстве минимальная сумма сейчас составляет 1573 евро брутто, при этом в сфере строительства требования к зарплате немногим больше 1577 евро.
"Одно время мы думали привлечь мигрантов из Узбекистана, потому что они знают русский язык", - рассказал Вадим, представитель пищевого предприятия. Он уточнил, что бригадир говорит только по-латышски и по-русски, поэтому работники должны знать какой-то из этих языков.
"Но у нас не сошлась математика. Получалось, что мы должны были бы платить им больше, чем платим местным", - уточнил бизнесмен.
Однако на практике работодатели, которым нужны рабочие из третьих стран, могут обойти требования государства, рассказала представитель агентства, занимающегося подбором рабочей силы.
Чтобы формально соответствовать требованиям закона, компании указывают в трудовом договоре, что иностранный работник будет получать 1573 евро брутто за стандартные 160 часов в месяц.
Но на деле работнику сразу сообщают, что работать придется больше - например, 180 или более часов в месяц.
"Зарплата при этом не увеличивается, она остается той же - 1573 евро", - рассказала о схеме представитель агентства.
Таким образом, если при 160 часах ставка за час составляет около 9,83 евро, то при 200 часах - уже 7,87 евро.
"Они [граждане Узбекистана] едут с целью заработать денег, и они готовы много работать. Например, на стройке они трудятся с утра до вечера без выходных, но они и зарабатывают по 4-5 тысяч в месяц", - сказала представитель агентства по персоналу.
Остаются или уезжают?
Большинство граждан Узбекистана, приезжающих в Латвию работать, не планируют оставаться здесь надолго, поэтому не спешат интегрироваться в общество.
"Они приезжают сюда временно - на три года поработать, на пять лет. Потом они все равно поедут к себе", - говорит один из владельцев латвийской логистической компании, в штате которой работают десятки узбекских водителей.
По его словам, у всех есть семьи и дома на родине, и именно туда они планируют вернуться: "Они живут на чемоданах. Как наши, кто едет в Норвегию, - поработал, заработал, купил машину, вернулся домой".
Но бывают случаи, когда работники перевозят семьи в Латвию. По данным Управления по делам гражданства и миграции, с 2022 года по сентябрь 2025-го в Латвию по программе семейного воссоединения прибыли около 3700 человек.
Это не только семьи из Узбекистана, но и из других стран. Один из таких примеров - водитель из Кыргызстана, у которого, как отметил работодатель, три жены. В Латвию он привез одну из них. Женщина устроилась работать дворником в компании, занимающейся обслуживанием жилых домов.
"Они видятся примерно раз в месяц, когда он возвращается из рейсов", - рассказывает собеседник.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Обычно экономисты оценивают легальную трудовую миграцию как положительное явление для экономики, особенно в условиях нехватки рабочей силы.
Хотя большинство мигрантов работает в простых профессиях, их присутствие помогает частично закрыть дефицит рабочей силы, особенно в сферах с низкой привлекательностью для местных работников, отметил экономист Банка Латвии Андрей Мигунов.
В то же время эксперты отмечают, что у трудовой миграции есть и свои минусы: "Часть доходов мигранты переводят на родину, и эти деньги фактически "утекают" из латвийской экономики. В экономическом смысле это можно сравнить с импортом: деньги, заработанные внутри страны, не возвращаются в виде спроса на местные товары и услуги", - пояснил экономист Сергей Губин.
В долгосрочной перспективе, отмечает специалист, нагрузка на социальную инфраструктуру может возрасти, если начнется массовый переезд семей мигрантов, особенно пожилых людей и маленьких детей. Однако в настоящее время таких тенденций в Латвии не наблюдается, отметил Губин.
Андрей Мигунов добавил, что при отсутствии мигрантов работодателям пришлось бы либо повышать зарплаты, чтобы привлечь местных работников, либо активнее внедрять автоматизацию.