РИГА, 12 дек — Sputnik. Недавно латвийская национальная авиакомпания airBaltic получила очередную неприятную новость – был понижен ее кредитный рейтинг. Однако, хотя многие уже предсказывали, что это затруднит поиск потенциальных инвесторов, как и уже неоднократно откладывавшийся выход на фондовую биржу, министр сообщения Атис Швинка уверен, что airBaltic может заинтересовать инвесторов.
Среди прочего была изменена сама операционная стратегия перевозчика.
"Если раньше мы просто летали количественно – дальше и больше, будь то тундра или тайга – и это было главным критерием оценки, то теперь мы должны быть самодостаточными, эффективными, прибыльными", – сказал Швинка.
На вопрос о том, стало ли финансовое положение airBaltic хуже, чем ожидалось, министр заявил, что новостей по этому поводу нет. "Прошлый год был очень плохим, сменился совет директоров, как и руководитель. Я думаю, каждый должен нести ответственность за свои решения, за свои шаги", — сказал Швинка.
В то же время политик подчеркнул, что руководство авиакомпании в этом году много сделало и сократило расходы как на административном уровне, так и на уровне совета директоров. Также изыскиваются другие возможности для сокращения и оптимизации работы. "Мы знаем, что в прошлом на парковах airBaltic стоял огромный парк электромобилей E-tron. Сейчас таких машин больше нет. Возможно, это не принесет большой финансовой выгоды, но общественность должна понимать, что компания не потратит ни одного лишнего евро и действует очень ответственно", — подчеркнул Швинка.
Однако министр не отрицал наличие проблем, в том числе – нехватку капитала. "В 2024 году, при рефинансировании облигаций, мы столкнулись со специфической, очень сложной ситуацией, и эти проблемы никуда не исчезли", — признал Швинка и добавил, что именно на эти проблемы указало рейтинговое агентство Fitch Ratings.
Для решения этих проблем, на взгляд министра, нужно смотреть не только в сторону первичного публичного размещения акций (IPO). "Мы также рассматриваем другие инструменты для привлечения стратегических инвесторов без IPO, и правительство в настоящее время работает над этим", — заявил Швинка. Ему, как министру сообщения, и руководству airBaltic поручено разработать стратегию, которая могла бы включать другие финансовые инструменты, привлекающие частный капитал без IPO.
Комментируя заявления экспертов о том, что понижение кредитного рейтинга означает более сложные переговоры с потенциальными инвесторами, министр заявил, что "мы хотим расширить полномочия совета и правления airBaltic, чтобы вести переговоры с частными инвесторами в более широком круге для поиска решения".
Он подчеркнул, что прежний подход к привлечению финансирования airBaltic — просто обращение к государству — неверен. "Как действовал предыдущий руководитель: он каждый год приходил с протянутой рукой, ожидая нескольких сотен миллионов инвестиций только от государства. На мой взгляд, это неправильно, это несправедливо по отношению к народу", — сказал Швинка.
Однако на вопрос о том, следует ли государству сейчас искать средства для инвестиций в airBaltic, министр ответил уклончиво: "Такая возможность всегда существует". Евросоюз не позволяет государству напрямую инвестировать в авиакомпании, но способ для airBaltic получить государственные средства существует. Если нынешний инвестор, например Lufthansa, вложит свои средства в airBaltic, то государство сможет вложить средства в авиакомпанию в качестве соинвестора.
Министр не дал четкого ответа на вопрос о том, когда станет ясно, понадобится ли такой вариант. "Во-первых, финансовые данные уже показывают, что компании нужен капитал, и так же необходим частный капитал. Эта задача не исчезла из той повестки дня, которая была весной. Ситуация не изменилась как по волшебству", — признал Швинка.
На вопрос о том, какой частный инвестор хотел бы инвестировать в авиакомпанию с таким финансовым положением, министр указал, что одно дело — финансовые данные, а другое — потенциал и существующие позиции на рынке. "Мы — страна Евросоюза, и многие авиакомпании были бы рады быть представленными в Евросоюзе. Стоит посмотреть в этом направлении", — сказал Швинка.
По его мнению, интерес к airBaltic может проявить не один инвестор.
Отвечая на вопрос о том, снизил ли низкий кредитный рейтинг шансы на привлечение ранее запланированных 300 миллионов евро на фондовой бирже, Швинка напомнил, что видение руководства авиакомпании еще не представлено. "Мы говорили о том, что оно должно быть представлено в ближайшем будущем. Когда оно будет готово, мы представим его правительству, всем министрам для открытого обсуждения с конкретными данными, чтобы мы могли оценить его с помощью экспертных заключений, а также оценок с использованием различных моделей. Чтобы министрам не приходилось самим принимать решения и предпринимать какие-либо шаги, а работа была выполнена профессионально", — сказал министр.