Латвийский бизнес все еще не готов обслуживать людей с инвалидностью

Команда людей с инвалидностью посещает учреждения, магазины, транспорт и госструктуры, чтобы понять, могут ли они пользоваться этими услугами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 11 дек — Sputnik. Примерно каждый второй бизнес в Латвии по-прежнему недоступен для людей с инвалидностью, показали проверки, проведенные ассоциацией Apeirons.
"Дело в том, что отсутствует система как таковая, в которой доступность была бы обеспечена. Например, во многих объектах бывает так: ты находишь способ попасть внутрь — скажем, в кафе ты зайти можешь, двери широкие, большие, но к столикам ты подойти не можешь, потому что они слишком низкие, или слишком нестабильные, или такие, к которым нельзя подъехать на инвалидной коляске. В результате тебе приходится держать все на коленях. Все остальное вроде бы хорошо, но при этом ты не можешь заехать в туалет, чтобы помыть руки.
Или, например, если говорить о кафе: существуют меню, которые настолько маленькие, что их невозможно прочитать — они нечеткие, непонятные. И в итоге ты не можешь ими воспользоваться", — пояснил глава правления ассоциации Apeirons Иварс Балодис.
Латвийских архитекторов не учили создавать доступную среду
Оценку доступности проводят участники инициативы "Команда А" — небольшая группа людей с разными нарушениями, которые посещают учреждения, магазины, транспорт и госструктуры. Они выступают в роли тайных покупателей.
"Эта команда пытается показать, что люди с инвалидностью могут и должны быть частью общества. Что люди с инвалидностью ходят, делают покупки, и мы в определенной степени хотим показать с помощью инструмента "тайного покупателя", что люди с инвалидностью находятся среди нас. Они здесь, и если среда достаточно поддерживающая, если есть хорошие отзывы о месте, то люди с инвалидностью туда идут.
Например, у нас когда-то был замечательный пример с фестивалем LAMPA. Казалось, что люди, например, глухие туда не ходят, но, когда им обеспечили адекватную услугу — в данном случае переводчика языка жестов, — глухие люди с удовольствием приходили, участвовали, обсуждали и на протяжении всего дня присутствовали на всех мероприятиях", — рассказал Балодис.
Как выбираются места для проверок?
"Иногда бывает так, что сами владельцы, заказчики или управляющие приглашают нас, чтобы мы провели проверку. Например, мы ездили в Сигулду, чтобы проверить, хорошо ли сделаны подъемники. Или, например, мы очень успешно сотрудничали с Bite, чтобы проверить, действительно ли обучение персонала, работающего с клиентами, было достаточно качественным.
Но, если честно, в большинстве случаев мы сами выбираем объекты, где, как мы знаем, люди должны иметь возможность получить услугу, но мы слышали, что что-то там не в порядке.
Мы не ограничиваемся одной конкретной ситуацией — например, сесть в автобус, доехать или купить мобильный телефон и забыть об этом. Мы тестируем все нюансы, даже такие, как возможность выйти из автобуса не на конечной, а на промежуточной остановке. И если такая возможность должна быть, почему бы ей не быть во всех случаях?"
Доступная среда нужна 80% латвийцев
С июня 2025 года в Латвии вступил в силу закон о доступности товаров и услуг. Он обязывает компании адаптировать интерфейсы, инструкции, сайты, банкоматы, кол-центры и многие другие сферы. В ассоциации отмечают, что с появлением этого закона произошло много улучшений.
"Этот акт о доступности, как мне кажется, изменил ситуацию не немного, а довольно сильно. Например, в финансовой сфере появились требования о том, какими должны быть банкоматы, чтобы и незрячий человек мог снять деньги или понять, что происходит в банкомате. Изменились и банковские карты — сейчас у них есть специальные выемки, по которым можно понять, как правильно вставить карту. Это также касается e-paraksts и подобных услуг, где доступность все больше внедряется, и все больше людей могут самостоятельно пользоваться этими ресурсами", — говорит Балодис.
В ассоциации подчеркивают, что для того чтобы достичь желаемого результаты важно и активное участие людей с ограниченными возможностями.
"Нам нужно мотивировать и обучать самих людей с инвалидностью, нужно вдохновлять их пользоваться теми возможностями, которые мы как общество создаем в этой сфере", — отметил Балодис.
В Латвии более 215 тысяч взрослых людей с инвалидностью, а почти пятая часть населения — пожилые люди. Для многих из них повседневные услуги остаются недоступными из-за физических и цифровых барьеров.