РИГА, 20 ноя — Sputnik. Сегодня состоялось очередное заседание суда по делу Владимира Линдермана, которого в Латвии судят по статье 74.1 Уголовного закона Латвии (оправдание и прославление российских военных преступлений на Украине), а также за "возбуждение национальной ненависти" (статья 78 Уголовного закона).
Фактически Линдермана судят за его мнение, высказанное в постах в соцсетях и интервью. В одном видео он упомянул, что Зеленский – из шоу-бизнеса, и это влияет на политику Киева, в другом заявил, что сомневается в военной победе Украины, писал, что нельзя до проведения расследования" вопить из всех утюгов, что "Россия совершила военное преступление" и др.
На сегодняшнем заседании адвокат Линдермана Елена Квятковская заявила о необоснованности обвинений и привела доводы. Защита заявила о праве на свободу выражения мнения, сославшись на международные документы.
Адвокат также заявила, что высказывания Линдермана в соцсетях неверно интерпретированы, в том числе из-за плохого перевода с русского на латышский. Квятковская разбирала посты детально, поясняя, что, например, говоря о неонацистах, Линдерман имел в виду не все латвийское общество, а конкретные партии.
Также защита считает субъективным заключение омбудсмена и подчеркивает, что оно не может быть определяющим.
Напомним, ранее суд заслушал представителя офиса омбудсмена Кристине Пакаркле, которая разбирала выступления Линдермана, являясь участником со стороны обвинения.
Судя по материалам допроса, которые попали в сеть, свидетель весьма вольно интерпретировала слова Линдермана и некорректно осуществляла перевод. Так, в ее отзыве "руководство Украины" превратилось в "Украину", а "идеологический противник" - во "врага".
Задать вопросы Пакаркле смог и сам Линдерман. В частности, он спросил ее о том месте в ее заключении, где говорится, что он называет латышей русофобами. "Приведите, пожалуйста, хоть одну мою цитату, где я так сказал? Про латышей. Или я все-таки говорил про власти?" - спросил Линдерман. На что свидетель подтвердила, что на национальности Линдерман не переходил.
Свидетель не усматривает разницы между языком ненависти и критикой.
В итоге на том заседании защита просила сделать полную расшифровку всех видеоматериалов, перевод их на латышский язык, и только эти материалы рассматривать на суде - а не их интерпретацию.
Суд по делу продолжится 19 марта 2026 года.