РИГА, 13 ноя — Sputnik. Омбудсмен Карина Палкова на заседании парламентской комиссии по правам человека и общественным делам выразила недовольство тем, что за год так ничего и не сделано, чтобы обеспечить начало школьных занятий не раньше 8:00 утра.
Еще год назад Бюро омбудсмена пришло к выводу, что уроки в школах начинаются слишком рано. Особенно так называемые нулевые уроки, которые во многих образовательных учреждениях начинаются в 7:30 утра. По мнению экспертов, подростки должны начинать учиться не раньше 8:30.
Однако ни Министерство образования и науки (МОН), ни Министерство здравоохранения не считают необходимым вносить изменения в нормативные акты. Вместо этого школам в следующем учебном году предложат рекомендации, которые не носят обязательного характера.
Руководитель департамента образования МОН Рудольфс Калванс возразил, что даже 15-минутное изменение времени начала уроков в одной школе может вызвать "эффект домино" во всей территории самоуправления — это повлияет на расписание школьных автобусов, занятия в музыкальных, спортивных и художественных школах.
По его словам, время начала занятий затрагивает также ежедневную жизнь родителей — их утреннюю логистику, поездки на работу и организацию учебного процесса.
"Это время не абстрактное — если где-то прибавляется, значит, где-то убавится", — отметил чиновник.
Однако эти аргументы не удовлетворили омбудсмена. По ее словам, именно родители жалуются на слишком раннее начало уроков в школах.
Палкова считает, что необходимо ввести четкое регулирование на государственном уровне, где будет однозначно определено, со скольких можно начинать уроки, иначе сохраняется неравное отношение к правам детей.
"Мне трудно объяснить, почему в одном самоуправлении дети должны вставать в 6:30, а в другом — в 7:30. Мы не можем подстраивать технические решения под ущерб здоровью и благополучию детей", — подчеркнула омбудсмен.
Председатель парламентской комиссии Лейла Расима считает, что закрепить в нормативных актах минимально допустимое время начала уроков — это не чрезмерное требование. По ее мнению, потребности взрослых не являются приоритетом в этом вопросе.
"Если есть дети, которых родители привозят раньше, нужно подумать, как организовать их время ожидания, но не заставлять всех начинать раньше. Это часть ответа, почему у нас уроки начинаются так рано — так просто удобнее родителям и учителям", — сказала депутат.
На заседании комиссии прозвучало предложение вовлечь самих учеников, особенно старшеклассников, в обсуждение возможных решений. Калванс возразил, что подростки рассуждают "немного по-бытовому и проще" и не задумываются о долгосрочном негативном влиянии раннего подъема на развитие мозга.
"Они смотрят на распорядок дня: если уроки начнутся позже, то и закончатся позже. Хотел бы я как взрослый выходить из школы в пять часов?" — пояснил Калванс.
Он призвал сначала оценить влияние рекомендаций, а уже потом рассматривать необходимость правового регулирования.
Депутаты договорились вернуться к этому вопросу в сентябре.