РИГА, 8 окт — Sputnik. Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс прокомментировал высказывания бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что в 2021 году Польша и страны Балтии помешали провести переговоры с Россией, что повлияло на дальнейших ход событий на Украине.
Балтийские политики резко отреагировали на слова Меркель: министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна назвал их "наглыми и абсолютно неверными", евродепутат от Латвии Рихардс Колс назвал обвинения Меркель не только абсурдными, но и неприличными, а депутат Ригийкогу Ээрик-Нийлес Кроссь (Партия реформ) опубликовал в эстонских СМИ посвященную Меркель колонку с названием "Не знаю, притворяется она дурой или действительно дура".
МИД Латвии предложил сначала уточнить у Меркель, действительно ли она так думает, потому что в это сложно поверить.
Нынешний хозяин Рижского замка в тот период занимал пост министра иностранных дел, так что у него, безусловно, тоже нашлись комментарии.
"Подождите, когда выйдут мои мемуары, там тоже может быть что-то интересное. А если серьезно, то я думаю, мы в это сумасшедшее время позабыли, что много дискуссий было в 2021 году, это никакой не большой секрет", — сказал президент.
Он напомнил, что в 2021 году высказывались самые разные идеи, однако, по его словам, было абсолютно понятно, что Минские соглашения не работают. По его мнению, речь тогда шла о поиске формата, при котором Россия говорит не с отдельными странами, а с ЕС в целом, чего она избегала.
Ринкевичс уверен, что в целом позиция Польши и стран Балтии, которые тогда ясно сказали, что по существу Россия не хочет говорить с единым ЕС и сделает все, чтобы расколоть позицию ЕС, была верной. По словам нынешнего президента Латвии, Польша и страны Балтии говорили об этом и в 2016, и в 2021 годах, и говорят сейчас.
По мнению Ринкевичса, возможно, сейчас внимание вновь приковано к этой теме потому, что Евросоюзу и в наши дни очень трудно дается формулирование единой позиции. Это разнообразие мнений, подчеркнул президент, проявляется и при дискуссии об использовании замороженных российских активов для поддержки Украины, и во время принятия очередного пакета санкций.
Какие-то страны — члены ЕС и НАТО, по его словам, лучше понимают риски, исходящие от России, какие-то меньше, в странах также разные экономические ситуации, что влияет на вариативность мнений.
Президент напомнил, что после февраля 2022 года многие западные политики признали, что не прислушивались к мнению Польши и стран Балтии, а они оказались правы — "и это факт".
"За нами была правда, я и сейчас считаю, что правда за нами. Но я президент Латвийского государства. Думаю, что от представителей других стран вы можете услышать, что нужно опять искать объекты или субъектов политических дискуссий и говорить с Российской Федерацией. Мы видели, какие были попытки организовать российско-украинский саммит, сама Россия не хочет говорить.
Готова ли была Россия говорить в 2021 году? Только если бы были исполнены все ее ультиматумы. И не будем забывать, что в 2020—2021 годах таких ультиматумов было достаточно много — и по Украине, и по НАТО, и по остальному.
Но думаю, что в тот момент, когда политики Польши и стран Балтии, которые сейчас еще активны, выйдут на пенсию, напишут мемуары и будут давать интервью, вы еще много нового услышите", — пообещал президент.
Во время конфликта в Донбассе с 2014 по 2022 год Минск выступал площадкой для мирных переговоров по урегулированию. Первый протокол, призванный решить конфликт на юго-востоке Украины, был подписан в сентябре 2014 года в Минске. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений ("Минск-2") был подписан 12 февраля 2015 года.
Документ, состоящий из 13 пунктов, предусматривал, в частности, прекращение огня в Донбассе, отвод тяжелых вооружений от линии разграничения между киевскими силовиками и ополчением, а также другие меры по долгосрочному политическому урегулированию ситуации в Донбассе. Киев систематически нарушал Минские соглашения.
После начала СВО бывший президент Украины Петр Порошенко, бывший президент Франции Франсуа Олланд, экс-канцлер Германии Ангела Меркель и бывший британский премьер Борис Джонсон заявляли, что ни Франция, ни Германия, ни Великобритания никогда не воспринимали минские договоренности всерьез, не собирались требовать от украинских властей их выполнения и лишь использовали их для того, чтобы затянуть время и дать Киеву время на наращивание сил и на подготовку к войне с Россией.