Госконтроль: самоуправления слишком много тратят на пособия

Госконтроль выявил нарушения в предоставлении льгот в самоуправлениях Тукумса, Олайне, Ропажи, Бауски, Резекне и Юрмалы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 3 сен — Sputnik. Самоуправления необоснованно много денег тратят на пособия и льготы, заявил член совета Госконтроля Оскар Эрдманис.
Госконтроль провел аудит в самоуправлениях Тукумса, Олайне, Ропажи, Бауски, Резекне и Юрмалы. В ходе проверки специалисты выявили ряд нарушений, связанных с выплатой льгот и пособий, на которые ежегодно тратится 66,2 миллиона евро – примерно 5% от бюджетов самоуправлений.
"В самоуправлениях часто не определено, чего хотят добиться с помощью конкретной льготы и почему её размер именно такой. Также отсутствуют предпосылки для ответственного планирования – финансирование определяется только на исполнении бюджета за предыдущий год, а не на фактически необходимом объёме средств для предоставления льгот в текущем году и изменениях в целевых группах населения", – пояснил Эрдманис.
Аудиторы выявили, что в общей сложности из 149 льгот, предоставляемых самоуправлениями, лишь у половины определен фактический размер целевой группы получателей. При этом данный показатель – основой для предоставления выплаты и планирования необходимого на это финансирования.
Контроль за обменом наличной валюты ужесточили и при сделках до 1500 евро
Также специалисты заметили, что самоуправления никак не могут объяснить, почему каждая из льгот имеет конкретный размер.
"В 124 случаях неясно, почему установлен именно такой размер льгот, поэтому самоуправления не могут своевременно пересматривать его в соответствии с экономической ситуацией. В свою очередь для 147 льгот не определены расходы на администрирование, поэтому самоуправления не могут анализировать соразмерность этих расходов", – отметили в Госконтроле.
Ранее Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (VARAM) создало Единую систему льгот (AVIS). Ее цель – улучшить планирование бюджета самоуправлений. При этом самоуправления так и не начали пользоваться этой системой, хотя должны были это сделать с 1 ноября 2024 года.
"VARAM не предприняло необходимых действий и не координировало достаточно сотрудничество с самоуправлениями по разработке и внедрению AVIS, чтобы они могли своевременно, удобно и без больших финансовых вложений начать использовать систему. Даже через полгода после обязательного срока начала использования AVIS не была разработана дорожная карта для самоуправлений… Также не создано единое техническое решение для интеграции льгот самоуправлений в AVIS", – уточнил Эрдманис.
По итогу проверки аудиторы дали несколько рекомендаций. Так, самоуправлениям нужно подробно обосновать каждую предоставляемую льготу, а VARAM – разработать долгосрочный план развития AVIS.