РИГА, 22 авг — Sputnik. Депутат Сейма Чеслав Батня ("Объединенный список") регулярно изучает состояние дел в латвийских школах. По словам политика, еще два года назад министерство образования прогнозировало около 800 вакантных ставок учителей, однако его исследование, охватившее 42% школ страны, показало почти 1700 свободных мест.
По его словам, в некоторых школах реальный дефицит педагогов вдвое превышает официальные цифры: при нехватке десяти учителей в отчетности указывают лишь пять-шесть, а затем распределяют нагрузку между действующими педагогами или привлекают специалистов без профильного образования по гражданско-правовым договорам.
1 апреля 2024, 11:24
"Я обещал школам не разглашать конкретные данные, ведь существует множество схем, позволяющих "прятать" вакансии. На бумаге их может и не быть, но фактически они существуют", – пояснил депутат.
Причины оттока учителей из школ, по его словам – низкие зарплаты и чрезмерная нагрузка. Многие учителя старше 50 лет продолжают работать больше по призванию, чем ради заработка.
"В моей практике около десяти молодых учителей прямо сказали: "Извини, Чеслав, зарплата неконкурентоспособна. Я ухожу в IT или в частный сектор"".
Не менее серьезная проблема – чрезмерная нагрузка. В то время как в Европе распространена схема "50 на 50" (20 часов преподавания и 20 – подготовка), в Латвии педагоги нередко ведут 30–32 контактных часа в неделю, что приводит к профессиональному выгоранию.
"Если мы не пересмотрим финансирование и нагрузку, профессия учителя так и останется одной из самых дефицитных", – указал Батня.
Разработанный Рижским техническим университетом инструмент оценки потребности в кадрах демонстрирует, что прогнозы на ближайшие годы также неутешительны.
"Исключение возможно лишь при существенном росте населения – если в страну приедет около 100 тысяч новых жителей, появятся дети и, возможно, педагоги из-за рубежа. Но без демографического прироста дефицит сохранится минимум на десятилетие", – подчеркнул депутат.