РИГА, 19 авг — Sputnik. Поправки, ограничивающие оборот наличных денег, не помогут в борьбе с теневой экономикой, заявил президент Латвийской торгово-промышленной палаты Айгарс Ростовскис.
Поправки к закону "О налогах и сборах" обязывают банки сообщать Службе государственных доходов о внесении наличных в банкоматы свыше 750 евро и снятии наличных свыше 1500 евро. Как заявило министерство финансов, цель поправок – ограничить теневую экономику и повысить "прозрачность" оборота наличных, но предложения вызвали немало критики.
"Эти поправки нам подаются как часть борьбы с теневой экономикой. Но это опять борьба с последствиями, а не с причинами. Если создать такую бизнес-среду, что оставаться в тени будет попросту невыгодно, бизнес выйдет из тени. Так происходит во всем мире", – сказал Ростовскис.
По его мнению, контроль за снятием наличных нарушает право человека на конфиденциальность.
"Если кто-то хочет купить алкоголь и не хочет, чтобы его отследили, это нормально, это проявление человеческой свободы. Если мы хотим жить в свободном обществе, то мы должны иметь право не некую конфиденциальность", – считает представитель палаты.
Ростовскис отметил, что теневая экономика есть во всех странах. Но в государствах с привлекательной бизнес-средой ее процент настолько мал, что почти не влияет на экономику.
"Главная задача малого бизнеса – не пополнять государственную кассу, а накормить себя и свою семью. А наши политики хотят из малого бизнеса выжать последнюю копейку. Неудивительно, что в таких условиях предприниматели уходят в тень", – сказал он.
Также эксперт напомнил, что до 2008–2009 года Латвия с Литвой в экономическом плане развивались одинаково. Однако сейчас литовская экономика опережает латвийскую примерно на 30%.
"В то время, как мы зажимали наш бизнес и брали кредиты из европейских институций, где были очень жесткие рамки, литовцы всю энергию направили на привлечение инвестиций и рост экономики, а не на борьбу с бабушками, которые торгуют клубникой… Энергию надо направлять на инвестиции и рост. Не надо давить на простых людей!" – заключил Ростовскис.