Депутат думы: чем слабее экономика, тем больше шансов, что в Риге появятся мечети

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns / Skolu jaunatnes dziesmu un deju svētku dalībnieku gājiensШествие участников Фестиваля песни и танца школьной молодежи
Шествие участников Фестиваля песни и танца школьной молодежи - Sputnik Латвия, 1920, 17.08.2025
Подписаться
В связи с недавним высказыванием нового архиепископа Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Риналдса Грантса о том, что людям других религий тоже нужно место для молитвы, в соцсетях актуализировалась тема строительства мечетей в Риге
РИГА, 17 авг — Sputnik. Прокомментировал эту тему и депутат Рижской думы, юрист Ринголдс Балодис, в свое время возглавлявший Управление по делам религий, автор книги "Государство и церковь".
Балодис делает небольшой экскурс в еропейскую историю приема мигрантов. Он напоминает о политике открытых дверей в ФРГ при Ангеле Меркель, когда произошел приток нелегальных иммигрантов из Африки и с Ближнего Востока. "Страх перед этими мигрантами отозвался эхом и в Латвии. Свою "пятерочку" по популярности попытался заработать тогдашний президент страны Вейонис, выдвинувший идею, что в Латвии надо запретить носить паранджу в общественных местах. Вейонис обосновал свою позицию борьбой с терроризмом, хотя, откровенно говоря, ни носителей паранджи, ни террористов в Риге не было замечено. Тогдашний Минюст под руководством Дзинтарса Расначса даже перехватил инициативу президента и выдал на-гора странный законопроект об ограничении закрытия лица. Проект был никаким, проблема - явно искусственной, и тогда его не приняли. Насколько помню, начались дискуссии - что делать с мотоциклистами в касках и тому подобное", - пишет Балодис.
Далее он переходит к нынешней ситуации - незадолго до выборов в самоуправления некоторые политики выступили с лозунгами, что в Латвии надо принять закон против исламизации и строительства мечетей. В частности, депутат Рижской думы Лиана Ланга заявила: "Латвия никогда не будет исламской страной, не надейтесь! У вас есть свои страны, живите там!" Вице-мэр Риги Эдвардс Ратниекс высказался лаконичнее: "В Латвии и Риге нет места мечетям".
Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби - Sputnik Латвия, 1920, 03.07.2025
Что депутаты новой Рижской думы думают о строительстве мечети в Риге
Балодис же считает, что в Латвии этот вопрос станет актуальным спустя относительно короткое время; раньше или позже придется допустить строительство мечетей, а также считаться с сильной национальной арабской диаспорой, опирающейся на ислам.
А что же сейчас? "С известным облегчением мне приходится делать вывод, что это время еще не наступило. В Латвии по-прежнему нет ни одной "сильной национальной диаспоры", которую объединял бы ислам. Инициатив по строительству мечетей пока тоже не видно.
Следует ли из этого, что проблема, изложенная Лангой и Ратниексом, столь же искусственна, как и запрет паранджи, задуманный Вейонисом? Краткий ответ: да - это искусственно культивируемая проблема. В то же время надо признать: такая проблема в будущем может стать реальной, если ЕС нас заставит увеличить квоты на беженцев. При таком сценарии Латвия из страны, которая распоряжается на своей территории, постепенно стала бы "страной должников", у которой возможности маневра существенно сокращаются.
Возможности Латвии повлиять на политику приема беженцев (например, воспользовавшись правом вето) уменьшаются, потому что уровень госдолга продолжает расти. Экономическая зависимость от внешних рынков, займодателей и международных организаций неизбежно ограничивает политическое пространство. Отсутствие устойчивой политики и нехватка инвестиций могут сделать Латвию более уязвимой для внешнего давления в будущем. В таких обстоятельствах, возможно, придется принять тысячи чужеземцев с мусульманской верой, благодаря политике нынешнего правительства. И тогда, да, вопрос мечетей может стать актуальным и в Латвии - таков прогноз эксперта.
Можно ли как-то ограничить или запретить их строительство в Риге или где-то еще?
Согласно 99-й статье Сатверсме, каждый имеет право на свободу религиозных убеждений. "Это означает, что государство не может ограничивать людей лишь потому, что части общества не нравится чья-то чужая вера. Ни Минюст, ни Рижская или любая другая дума не имеет права запретить строительство мечетей потому лишь, что кому-то не нравится ислам", - разъясняет Балодис, ссылаясь также на Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, запрещающую дискриминацию из-за религиозных убеждений.
"Самоуправление может решать, где и какие сооружения можно строить - согласно территориальному планированию, строительным нормативам, требованиям окружающей среды и общественного порядка. Но оно не имеет права оценивать здания по виду религии. Поэтому, если конкретный план строительства мечети соответствует всем необходимым условиям, самоуправление не имеет законного права отказать в разрешении на строительство потому лишь, что это мечеть.
Хорошая новость состоит в том, что архитекторы самоуправления могут оценить, подходит ли предполагаемое местонахождение конкретного сооружения с культурно-исторической точки зрения, например, вписывается ли оно в исторический центр Риги, не портит ли городской пейзаж или историческую панораму. Однако отказ в строительстве мечети, например, в микрорайоне Тейка, будет уже труднее обосновать юридически. К тому же во всех таких случаях окончательное слово всегда остается за судом, а не политиками, которые в предвыборное время охотно рассыпают популистские обещания", - считает юрист.
Лента новостей
0