РИГА, 10 мар — Sputnik. Принятый в Латвии план по обеспечению безопасности дорожного движения предусматривает за 10 лет сократить вдвое число погибших и тяжело раненных в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Однако все вовлеченные стороны признают, что это нереально. Хотя в прошлом году на дорогах Латвии погиб 111 человек - это наименьший показатель с момента восстановления независимости страны - этот год вновь начался с нескольких трагических аварий.
Больше всего водителей и пассажиров погибло в результате столкновений автомобилей, наезда транспортного средства на препятствие или его опрокидывания. В прошлом году на дорогах также погибли 16 пешеходов.
Главные факторы, влияющие на аварийность, уже давно известны - превышение разрешенной скорости, участие в дорожном движении под воздействием опьяняющих веществ, выполнение рискованных маневров обгона, а также состояние дорожной инфраструктуры.
"Это комплекс происшествий, если можно так выразиться в кавычках. Это отношение участников движения. Отчасти можно сказать, что где-то "хромает" и инфраструктура", - сказал начальник Управления реагирования Госполиции Юрис Янчевскис.
Для мероприятий по предотвращению ДТП страховщики каждый квартал перечисляют на счет Бюро страховщиков транспортных средств 2% от страховых премий. Это установлено законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств.
Вопрос о расходовании средств страхового фонда решает созданный правительством Совет по безопасности дорожного движения. Обычно его возглавляет министр сообщения. Однако в этот раз почти три миллиона евро были распределены между министерствами внутренних дел и транспорта без разрешения министра.
В этом году были поддержаны несколько проектов, расходы на которые должны покрываться из основного бюджета учреждений. Например, Госполиция получила 140 тысяч евро на покупку восьми новых дронов для расследования тяжелых ДТП.
"Это дроны с 3D-видеокамерой. А также 3D-планшет, который сканирует место происшествия. Мы быстрее получаем информацию о расстоянии и других данных, что позволяет проще реконструировать ход событий", - отмечает представитель Госполиции Юрис Янчевскис.
Пожарные планируют использовать 250 тысяч евро из фонда на улучшение материально-технической базы, предназначенной для спасения людей после дорожно-транспортных происшествий.
"Служба спасателей (VUGD) финансируется из бюджета, у нее есть база, предусмотренная, например, для закупки пены. Однако закон предусматривает, что за счет страховых взносов все перечисленные в законе службы имеют возможность целенаправленно использовать это финансирование на меры, связанные с безопасностью дорожного движения. И это реализуется", - пояснил государственный секретарь МВД Дмитрий Трофимов.
Также 10 тысяч евро из фонда получат пограничники для улучшения навыков вождения оперативных транспортных средств.
Компания Latvijas valsts ceļi продолжает установку радаров контроля средней скорости на латвийских автодорогах. Предприятие запросило из фонда более миллиона евро на установку 17 новых измерительных устройств, в том числе на шоссе Лиепая - Рига, где в июне прошлого года произошла трагическая авария. Практика показывает, что в зонах контроля радаров количество ДТП сокращается.
Тем не менее Latvijas valsts ceļi в этом году получило из фонда на 600 тысяч евро меньше запрашиваемой суммы - 700 тысяч евро. Причина - количество заявок превысило доступное финансирование.
Четвертая часть средств, фактически оплаченных водителями, в этом году была направлена на различные информационные кампании и конкурсы по безопасности дорожного движения.
К примеру, автотранспортная дирекция за 50 тысяч евро проведет кампании о безопасности детей в общественном транспорте, использовании ремней безопасности в автобусах и ответственном поведении водителей общественного транспорта.
Министерство сообщения за 30 тысяч евро организует кампанию о безопасном участии детей в дорожном движении, а также столько же - 30 тысяч евро - направит на конкурс "Самоуправление с самой безопасной дорогой".
Обществу Latvijas Transportlīdzekļu apdrošināšanas birojs (LTAB) выделено 60 тысяч евро на напоминание водителям о необходимости приобретения полиса OCTA и наличии согласованного протокола в автомобиле, хотя его электронный вариант уже доступен в мобильном приложении.
Однако самые значительные средства на различные кампании и конкурсы - 410 тысяч евро - были выделены Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD).
При этом большинство информационных и образовательных кампаний повторяются из года в год, и неясно, каким образом разработчики транспортной политики оценивают их эффективность.
"Конечно, о проблемах на дорогах нужно говорить последовательно. Но стоит ли нам ежегодно напоминать, что в Лиго не следует употреблять алкоголь и садиться за руль - это вопрос для обсуждения. Эффективность таких кампаний должна оцениваться.
Как руководитель дорожного управления, я больше склоняюсь к практическим мерам - относительно небольшим инвестициям в дополнительные барьеры, шумовые полосы или, например, на миллион евро можно построить 3-4 километра дорожек для пешеходов и велосипедистов", - сказал председатель правления Latvijas valsts ceļi Мартиньш Лаздовскис.