На Западе признали, что кабели в Балтийском море повредила не Россия

Причиной повреждения инфраструктуры в Балтийском море стала неопытность экипажей на судах, находившихся в неудовлетворительном состоянии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 22 янв — Sputnik. Разрывы подводных кабелей, вызвавшие в последние месяцы беспокойство европейских служб безопасности, скорее всего, были результатом морских аварий, а не российских диверсий, пишет The Washington Post. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
В расследовании ряда инцидентов, в ходе которых были повреждены важнейшие энергетические и коммуникационные линии на дне Балтийского моря, участвуют представители американской и европейской разведки.
В центре расследования оказались три инцидента, произошедшие за последние 18 месяцев. Суда, следовавшие в российские порты или из них, подозревались в повреждении ключевых участков обширной подводной сети трубопроводов и линий, по которым газ, электричество и интернет передаются миллионам людей в Северной Европе.
Первые два инцидента были связаны с зарегистрированным в Гонконге контейнеровозом NewnewPolar Bear, который в октябре 2023 года повредил газопровод в Финском заливе, и с китайским судном Yi Peng 3, которое в ноябре прошлого года перерезало два кабеля передачи данных в водах Швеции.
В последнем случае Финляндия задержала нефтяной танкер Eagle S по подозрению в том, что он бросил якорь на подводной линии электропередачи, соединяющей Финляндию и Эстонию. Финские власти заявили, что судно является частью "теневого флота" танкеров, помогающих Москве продавать нефть на мировых рынках в нарушение международных санкций.
Пираты XXI века: "русская угроза" вышла на новый уровень
Министр обороны Германии Борис Писториус назвал ноябрьский инцидент с перемещением якоря "диверсией" и сказал, что "никто не верит, что эти кабели были случайно оборваны". Несколько недель спустя президент Финляндии Александр Стубб заявил, что инцидент, произошедший на Рождество, "определенно" связан с Россией.
Однако, по словам официальных лиц, пока расследования с участием США и некоторых европейских спецслужб не выявили никаких признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в перемещении якорей по морскому дну, делали это намеренно или по указанию Москвы.
Собранные на сегодняшний день доказательства, включая перехваченные сообщения и другие секретные разведданные, указывают на то, что причиной аварий стала неопытность экипажей на судах, находившихся в неудовлетворительном состоянии.
Американские представители сослались на "четкие объяснения", которые были даны в каждом случае, указывающие на вероятность случайного ущерба и на отсутствие доказательств виновности России. Представители двух европейских разведывательных служб заявили, что согласны с оценками США.
Впрочем, с этими выводами согласились не все. Пекка Товери, представляющий Финляндию в Европарламенте и ранее занимавший пост высшего должностного лица военной разведки страны, заявил, что инциденты на морском дне являются частью "типичных гибридных операций" Москвы.
"Самое важное в любой гибридной операции – это возможность отрицания своей причастности", – отметил Товери.
Возможно, российским спецслужбам удалось не оставить "никаких доказательств, которые могли бы быть использованы в суде", сказал он, но делать вывод о том, что причиной инцидентов стали аварии, "это полная чушь".
По крайней мере два судна, подозреваемые в нанесении ущерба инфраструктуре в Балтийском море, видимо, протащили свои якоря по морскому дну на расстоянии 150 и более километров. По словам Товери, судно, которое случайно бросило якорь, сразу же отклонилось бы от курса настолько ощутимо, что экипаж изо всех сил пытался бы остановить судно и оценить ущерб.
Горячие корсары Балтийского моря разворачивают войну против России
Военно-морской эксперт издательства Janes Майк Планкетт сказал, что "помимо очень громкого всплеска, был бы слышен звук якорной цепи, опускающейся из клюза в носовой части судна".
Он назвал вероятность трех инцидентов с потерей якоря в Балтийском регионе после 2023 года "крайне невысокой", хотя и не нулевой. Однако, по его словам, доказать факт преднамеренного саботажа довольно сложно.
Пресс-секретарь Национального бюро расследований Финляндии, которое ведет разбирательство по делу судна Eagle S, заявила, что бюро "все еще проводит проверку, и пока рано делать окончательные выводы о причинах, которые привели к причинению ущерба".