Невинное переименование Музея Кристионаса Донелайтиса в Калининградской области вызвало зуд у литовских правителей, которые занимаются переписыванием истории все годы "независимости" после распада СССР, пишет на сайте Sputnik Литва Владимир Матвеев.
Вы не понимаете – это другое
Когда весной 2023 года власти Вильнюса переименовали Литературный музей Александра Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй, то мотивировали это "возвращением исторического названия соответствующего текущей деятельности музея". Упоминание великого русского поэта было полностью вычеркнуто из названия музея, основанного в 1940 году.
Или, например, в мае 2022 года Русский драматический театр, основанный в 1946 году, одним росчерком пера министра культуры Симонаса Кайриса превратился в Вильнюсский старый театр. И все это литовскими властями считалось нормальным.
Но вот когда в поселке Чистые Пруды Калининградской области Музей Кристийонаса Донелайтиса переименовали в Литературный музей, литовцы затряслись в истерике. Практически первым завизжал президент Литвы Гитанас Науседа.
"Что дальше? Сжигание книг? Решение России переименовать музей, посвященный классику литовской литературы, — это очередная неприемлемая попытка переписать историю", — зашелся в негодовании Науседа.
Кстати, в самом музее доходчиво объяснили, что ничего "сжигать" не собираются: сотрудники подчеркивают, что в их работе ничего не изменилось, имя литовского поэта сохранено и в экспозициях, и в экскурсиях, а музей собираются активно развивать.
Даже название объекта культурного наследия, где распложен музей, осталось прежним: "Мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса".
Чей Калининград?
А еще президент Литвы посмел усомниться в принадлежности Калининграда России.
"Несмотря на то, что старожилы Малой Литвы, которая сейчас является частью так называемой Калининградской области, давно ушли, необходимо сохранить последние признаки литовской культуры. Как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом", – заявил Науседа, поставив под сомнение результаты Второй мировой войны.
Наглым переписыванием официальной истории литовские власти занялись сразу же после распада Советского Союза и обретения так называемой независимости. Годы советской власти стали называть не иначе как "оккупацией". А за любые лестные слова в "оправдание оккупации" грозит нынче уголовное преследование.
И чем дальше – тем больше. Бандитов "лесных братьев" сделали героями. Их останки перезахоранивают с государственными почестями, а монументы советским воинам, освободившим Литву от фашистской нечисти, сносят до основания. Заодно из истории вычеркивают и память о литовских поэтах и писателях советской эпохи. Их как будто бы и не было в истории.
Но вот внезапно учреждение культуры в Калининградской области решило заняться развитием музея Донелайтиса – и тут же литовские власти внезапно вспомнили о творце в XVIII веке. Главное, конечно, что не при Советах.
Конечно, о творчестве Донелайтиса с Пятрасом Цвиркой или Юстинасом Марцинкявичюсом и их сравнении пусть рассуждают литературоведы. Автор лишь хочет напомнить, что нельзя политику смешивать с культурой. Ведь, как известно, мухи отдельно – котлеты отдельно.
Но вот литовские политиканы от истории как раз этим и занимаются. Дошло до того, что у памятников и мемориалов советской эпохи, которые еще не успели снести, стали устанавливать "пояснительные таблички", на которых дается заведомо предвзятый и ложный комментарий об исторических событиях в свете "новейшей истории Литвы". Ну а в ней бандиты, убивавшие женщин и детей, стали партизанами-"героями", а бойцы Красной армии – "оккупантами".
"Дурилка картонная" у микрофона
"И вот опять. Очередная дурилка картонная полезла к микрофону с влажными историческими фантазиями. На этот раз "отличился" президент Литвы Гитанас Науседа, назвав Калининград частью "Малой Литвы". <…> Я просто напомню, благодаря кому столица Литвы называется Вильнюс, а не Вильно и Каунас. Это было решение И. В. Сталина, который в 1939 году заключил с литовской стороной Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой", — напомнила литовскому президенту исторические факты официальный представитель МИД России Мария Захарова.
А еще дипломат посоветовала литовским правителям вынуть из своего глаза историческое бревно, которое затмевает не только зрение, но и рассудок.
"Современным литовским политикам рекомендую учить историю и озаботиться соблюдением прав человека в своей стране, а также навалиться на загибающееся "народное" хозяйство. Есть чем заняться, если так пекутся о своей идентичности, от которой за пару десятилетий "независимости" уже почти ничего не осталось", — сказала Захарова.
На скандальную претензию литовского президента по поводу "исторической принадлежности" "Караляучюса" Литве хлестко ответил член Совфеда РФ Сергей Перминов.
"Занимательная" история и география из уст президента Литвы в эпоху постиронии вызывает только одну реакцию — улыбку сожаления. И как тут не вспомнить строки из Крылова: "Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!", — вспомнил крылатую фразу из басни Крылова российский сенатор.
Ну а со своей стороны автор напомнит фразу, которую историки приписывают великому Михаилу Ломоносову: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.