РИГА, 13 янв — Sputnik. Компания обещает, что, как только флот увеличится, она начнет приносить прибыль. Такой бизнес-план и обещания звучат по крайней мере с 2019 года, но необходимое количество самолетов постоянно растет. Плана Б нет. Оказалось, что двигатели новых самолетов требуют более частого технического обслуживания, а те самолеты, которые уже летают, выгоднее сдавать в аренду, чем обслуживать на них пассажиров.
В 2019 году airBaltic выпустила облигации и привлекла 200 миллионов евро на бирже. У авиакомпании были убытки, но также и большие планы. Она модернизировала флот и планировала выход на биржу. Однако пандемия 2020 года остановила полеты. Компания аirBaltic уволила 700 сотрудников. Как и другие авиакомпании Европы, airBaltic получила государственную помощь - в размере 250 млн евро.
Авиакомпания пообещала, что государству вернутся все средства, когда после кризиса акции компании будут котироваться на бирже. На тот момент в ее флоте было 22 самолета Airbus, а бизнес-план предусматривал увеличение их числа до 50. Турбовинтовые самолеты, купленные еще при Бертольте Флике, было решено больше не использовать, хотя за их лизинг предстояло выплатить 100 миллионов евро.
"Почему нам нужно больше самолетов? До кризиса, в феврале, у нас было 38 самолетов и мы летали по 80 маршрутам, что в среднем составляет 2,1 маршрута на один самолет. Сейчас у нас всего 22 самолета и мы можем летать только по 45 маршрутам. Поэтому, если мы снова хотим летать по 80 маршрутам, нам нужно больше самолетов", - говорил Мартин Гаусс, председатель правления airBaltic, в мае 2020-го.
Через год airBaltic попросила у государства еще 90 млн евро. Бизнес-план стал еще более амбициозным: флот должен был увеличиться до 80 самолетов. На этот раз прозвучали предупреждения от Госконтроля о том, что государство должно предъявить компании определенные требования и поставить задачи. Тогдашним министром сообщения был Талис Линкайтс, которого считали экспертом в области авиации. Он полагался на план Гаусса.
Зачем возить пассажиров, когда можно сдавать самолет в аренду
Когда после пандемии воздушное сообщение возобновилось, оказалось, что другие авиакомпании сократили свой флот и им не хватает самолетов. И аirBaltic воспользовалась ситуацией и начала сдавать свои самолеты с экипажами в аренду другим компаниям. Однако для собственных рейсов самолетов не хватало, поэтому airBaltic перевозила пассажиров на самолетах компаний с Украины, Мальты, Кипра и из Румынии.
В прошлом году наступил срок погашения 200 млн евро, привлеченных на бирже в 2019 году. Чтобы найти на это средства, компания выпустила новые облигации на сумму уже 380 млн евро с очень высокими процентами.
Этим летом руководство airBaltic потребовало списать 570 млн евро, которые государство вложило в основной капитал. Объяснение состояло в том, что это позволит привести баланс в порядок, привлечь стратегического инвестора, выйти на биржу и продолжить расширение флота. Теперь в планах уже было 100 самолетов. Министр сообщения Каспарс Бришкенс, который до 2020 года сам три срока проработал в совете airBaltic, был удивлен новыми планами, но правительство Эвики Силини ("Новое Единство") поддержало план Гаусса.
Однако, несмотря на обещания правления и совета, ни размещения акций на бирже, ни привлечения стратегического инвестора пока не произошло.
Основа бизнес-плана - большой флот - не работает, поскольку двигатели современных самолетов требуют частого обслуживания, на которое большие очереди.
В первый день нового года airBaltic объявила об отмене 4670 рейсов, запланированных на этот год, билеты на которые приобрели 67 тысяч человек. Причина - задержки производителя двигателей Pratt & Whitney с техобслуживанием.
Самолеты стоят "на приколе"
Проблемы с обслуживанием двигателей для airBaltic не новы. Уже несколько месяцев не летают 12 самолетов. Однако об отмене рейсов компания сообщила только после завершения финансового года.
В авиапарке компании 49 самолетов Airbus канадского производства, в ближайшие недели прибудет пятидесятый.
Один из самолетов не эксплуатируется с мая прошлого года. Еще пять находятся на стоянке с лета. Некоторые перестали летать осенью. Согласно данным Flightradar24, еще как минимум три самолета последний раз поднимались в воздух до нового года. Глава airBaltic это подтверждает и признает, что количество самолетов, которые не используются, еще больше.
"Число меняется, но да, сейчас у нас на земле по разным причинам находятся 16 самолетов. Однако это на этой неделе, ситуация меняется каждую неделю. Когда мы получаем двигатель, устанавливаем его, самолет возвращается в эксплуатацию. Сейчас это планово, поскольку зимнее расписание сокращено. Если бы у нас сейчас было больше самолетов, они летали бы для других авиакомпаний на условиях полной аренды с экипажем, но мы не смогли заработать эти деньги, так как у нас нет двигателей", - сказал Гаусс.
В настоящее время девять самолетов с экипажем airBaltic выполняют рейсы для Lufthansa. Летом число самолетов, сданных в аренду, увеличится до 21.
С учетом тех, которые стоят на стоянке, у airBaltic останется около 20 самолетов - меньше, чем было до объявления амбициозных бизнес-планов.
Lufthansa решит проблемы?
Неофициально известно, что ведутся переговоры с Lufthansa о вложениях в латвийскую компанию. Перед Новым годом правительство дало "зеленый свет" сделке, теперь ожидают ответа от Lufthansa.
Из-за предстоящей сделки коалиционная партия СЗК приостановила свое требование, высказанное неделю назад, об увольнении Гаусса. Министр сообщения пообещал оценить работу совета директоров airBaltic на собрании акционеров. На собрании оценят в том числе заявление председателя совета компании Клавса Васкса.
Он выразил мнение, что дополнительные вложения со стороны государства могут быть неизбежными. Васкс считает, что, когда airBaltic наконец выйдет на биржу, государство должно стать одним из покупателей.
"Я не исключаю, что дополнительное государственное соинвестирование в процессе IPO может понадобиться. Конечно, сейчас, возможно, рано говорить о конкретных суммах и масштабах.
Деньги, которые мы привлечем через биржу, пойдут частично на рефинансирование дорогих облигаций, а также на развитие компании. Такие планы сейчас предусмотрены, и не выглядит так, что компании потребуется дополнительное финансирование в будущем, потому что с ростом авиапарка будут расти и доходы компании, а объем обязательств снизится, что позволит нам работать достаточно успешно", - сказал Васкс.
От продажи акций airBaltic планирует получить около 300 млн евро.
Однако финансовое положение национальной авиакомпании выглядит неблагополучно. В прошлом году убытки за девять месяцев составили 48 млн евро, а в последнем квартале приблизились к 100 млн. Есть надежда, что с Lufthansa в качестве стратегического инвестора и с государством как одним из покупателей акций первичное публичное размещение не закончится резким падением цены.