Lufthansa может потребовать огромную неустойку: почему airBaltic отменила рейсы

Вместо отказа Lufthansa латвийская компания предпочла отменить свои рейсы, признал председатель правления airBaltic Мартин Гаусс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 9 янв — Sputnik. Латвийская airBaltic отменила 4670 летних рейсов из Риги, Таллина, Вильнюса и Тампере. Причина: очередь на ремонт и замену двигателей. Одновременно перевозчик уже давно сдает в аренду свои новые самолеты и экипажи группе Lufthansa, которую называют возможным стратегическим инвестором airBaltic.
До сих пор самым популярным упреком к airBaltic был такой: почему новые лайнеры национальной авиакомпании, в которую государство влило сотни миллионов евро, летают в Цюрихе или еще где-то, а латвийцы вынуждены перемещаться на старых и морально устаревших самолетах, арендованных у других компаний, например Carpatair.
После Нового года выяснилось, что и таких частично не станет. Столкнувшись с дефицитом двигателей, компания предпочла отменить тысячи рейсов в самый сезон, но не отказываться от выгодной аренды.
Член правления airBaltic и директор по оперативному управлению Паулс Цалитис сообщил: "Мы делаем и хотели делать все, чтобы сократить использование чужих самолетов. Мы даже хотели вообще избегать рейсов на самолетах других компаний, но? исходя из текущего прогноза, я однозначно не могу этого обещать. Скорее всего, нам придется привлекать партнеров, чтобы они летали для нас в летний сезон".

Что происходит с двигателями?

"Причина дефицита двигателей связана с пандемией. У производителя двигателей Pratt & Whitney нет достаточных мощностей для проведения своевременного технического обслуживания двигателей. Это глобальная проблема", — пояснил ситуацию с отменой рейсов Гаусс.
KNAB начало проверку в отношении главы airBaltic Гаусса, компания дает объяснения
По словам главы правления airBaltic, каждый месяц Pratt & Whitney дают новый прогноз на следующие шесть месяцев, и эти прогнозы иногда меняются на один или два двигателя. "Сразу перед Рождеством, когда все планы на следующий год были уже подготовлены, они внезапно сообщили нам о значительных изменениях в количестве двигателей, доступных на следующее лето.
Поэтому мы обсуждаем с ними компенсации, но факт, что нет двигателей, не изменится. Поэтому в последние годы мы заключаем контракты с другими авиакомпаниями на выполнение рейсов летом от имени airBaltic. Мы будем делать это и в 2025 году, но после очень негативных отзывов, в основном от пассажиров из Латвии, решили, что в этом году сделаем такое предложение в меньших объемах. Мы возьмем меньше wet lease самолетов и проведем меньше рейсов летом", — сказал Гаусс.

Кому сдает в аренду самолеты и экипажи сама airBaltic?

Компания аirBaltic, по словам Гаусса, применяет сейчас два бизнес-модели.
Торговля билетами: "Вы покупаете билет и летите регулярными рейсами airBaltic. Это ядро нашего бизнеса, и мы будем развивать это".
Wet lease. Развившийся после пандемии прибыльный бизнес, когда сдают в аренду свои самолеты вместе с экипажами другим авиакомпаниям. Гаусс пояснил, что сейчас они успешно сотрудничают с группой Lufthansa, которая включает все принадлежащие ей авиакомпании. "У нас есть контракт, по которому Lufthansa за три года может получить до 21 самолета". Число увеличивается и уменьшается, в зависимости от сезона. Гаусс поясняет, что и эта бизнес-модель в этом году не сможет расти, но договорные обязательства компания выполнять обязана, иначе все закончится огромными штрафами.

До 2027 года проблема двигателей останется

По словам Гаусса, до конца 2025 года airBaltic получит 55-й самолет. Новые лайнеры не требуют частого обслуживания двигателей. Это дает драгоценное время. "На сегодня Pratt & Whitney утверждает, что потребуется время до 2027 года, чтобы мы вернулись в ситуацию, когда не будет дефицита двигателей. Однако в промежутке будут периоды, когда двигателей не будет не хватать, как это было весной прошлого года. Это меняется и постепенно уменьшается, но это глобальная проблема", — сказал Гаусс.