РИГА, 23 дек — Sputnik. Два года назад Литва ввела "ментальный карантин" для русской культуры в знак солидарности с Украиной. Это вызвало ворчание театралов, но их раздражение в значительной степени утихло — пока в этом месяце в Литве не пришло к власти новое правительство и недавно назначенный министр культуры не заявил, что ему нравится слушать Чайковского, пишет New York Times.
Министр Шарунас Бирутис заявил в радиоинтервью, что нет причин "бояться, что, посмотрев рождественскую сказку, мы станем прокремлевскими".
Его замечания вызвали ярость у ярых сторонников Украины и аплодисменты у любителей русской музыки. Разгорелись ожесточенные дебаты, в основном между поколениями, о том, можно ли разделять культуру и политику во время войны.
Многие в мире искусства выступают против запрета произведений по признаку национальности, полагая, что культура обладает силой объединять и не должна загрязняться политикой.
Дарюс Куолис, первый министр культуры независимой Литвы, считает, что Кремль часто эксплуатировал культуру в политических целях. Однако добавляет: "Мне никогда не приходило в голову как министру говорить людям, что смотреть или слушать".
Несмотря на события в Вильнюсе в январе 1991 года, Куолис не остановил постановки "Щелкунчика" и не попытался отменить "Весну священную" Игоря Стравинского. Культура Литвы настолько тесно переплетена с Россией - к примеру, семья Стравинского ведет свои корни из этой страны, - что запрет русских художников и их произведений "нанесет нам большой вред".
"Мы боролись с советской властью, чтобы получить свободу, а не запрещать", — говорит Куолис.
Симонас Кайрис, министр культуры, который в 2022 году настоял на "карантине" для российской музыки, утверждает, что он никогда ничего не запрещал, а только давал "рекомендации" национальному оперному театру и другим финансируемым государством учреждениям, которые немедленно сняли с показа "Щелкунчика" и другие русские произведения.
"Когда вы находитесь на войне, вы должны выбрать правильную сторону. Середины нет", — говорит Кайрис.
Культура вне политики?
Во время Второй мировой войны Национальная галерея Великобритании организовала серию концертов с участием немецких композиторов, таких как Бетховен. По словам тогдашнего директора галереи, это должно было показать, что Британия борется с Гитлером и нацистами, а не с Германией как нацией или культурой.
Однако страх перед Россией и ярость из-за СВО заставили многих в Литве и других странах усомниться в том, что культуру можно отделить от политики.
"В России все всегда было неоднозначно", — сказал Арунас Гелунас, директор Литовского национального художественного музея и сторонник приостановки выступлений и выставок российских художников. "Кремль использует классическую культуру, чтобы отвлечь внимание мира..." — считает он.
Россия создала себе имидж вершины утонченной культуры, и это впечатление прочно укоренилось в западном мире, добавил он.
Украинские чиновники и активисты, желающие "деколонизировать" культуру, разделяют эту точку зрения, настаивая на исключении российских исполнителей, режиссеров и других деятелей искусства с Запада, независимо от их политических пристрастий.
Некоторые считают, что все русские и их культурное наследие непоправимо испорчены имперским мышлением, и эта точка зрения во многом обусловлена постколониальными исследованиями в американской академии.
Литовская академия музыки и театра исключила произведения, написанные русскими, из выступлений на международном конкурсе пианистов и органов 2023 года.
Директор академии Юдита Зукиене заявила, что она не запрещала студентам исполнять произведения, написанные русскими, во время учебы, но считает, что с русской классической музыкой нужно обращаться осторожно, потому что она "значительна и очень влиятельна, а значит, может быть использована — и использовалась — в пропагандистских целях".
Для любителей "Щелкунчика", основного произведения рождественского репертуара в Литве на протяжении поколений, Чайковский, живший с 1840 по 1893 год, не имеет ничего общего с Кремлем и должен быть избавлен от того, что они считают показными жестами со стороны политиков.
Бывшая правящая партия, проигравшая парламентские выборы в октябре, поставила враждебность к России во всех ее проявлениях в центр своей программы — подход, который новый министр культуры Бирутис предложил изменить.
Его выражение симпатии к Чайковскому вызвало вопли протеста со стороны политических соперников и предупреждение премьер-министра Гинтаутаса Палуцкаса, что Бирутис должен прекратить говорить о русской культуре и сосредоточиться на программе правительства.
"Миллионы Арлекина" вместо Щелкунчика
Чайковский "принадлежит миру, а не России", говорит 67-летняя Татьяна Кузнецова, отец которой был украинцем, а мать русской. Стоя у входа в Вильнюсский оперный театр, она вспоминает, как водила своих детей и внуков смотреть "Щелкунчика" на Рождество.
"Я патриот Литвы, но искусство и спорт не должны смешиваться с политикой", — говорит она.
Сейчас в Вильнюсском оперном театре вместо "Щелкунчика" идет балет "Миллионы Арлекина", написанный композитором Рикардо Дриго в 1900 году.
Кристина Борковска, литовка польского происхождения, взяла свою 5-летнюю внучку на альтернативный балет, но хотела бы, чтобы вместо этого они увидели знакомую классику Чайковского.
"Я очень скучаю по возможности смотреть его, — говорит она. — Какое отношение Чайковский имеет к войне на Украине?"
"В "Щелкунчике" все намного лучше — музыка, танцы, история", — говорит 38-летняя Эгле Бредиене, которая привела свою дочь на балет. Она ушла с "Миллионов Арлекина" в антракте.
Аудрюс Кундротас, заместитель менеджера по маркетингу оперного театра Литвы, признал, что зрители могут предпочесть "Щелкунчика" его малоизвестному аналогу. "Их нельзя сравнивать, — признал он. — Это красиво, но по-другому".
По его словам, "Щелкунчика" можно возродить после окончания военных действий, но пока этого не произойдет, балеты Чайковского не планируются.
"Возможно, больно не показывать этот балет, — сказал он, — но наша позиция тверда".