РИГА, 25 дек — Sputnik. Каждую зиму британцы отправляются смотреть балет "Щелкунчик", пишет The Guardian.
В этом году шесть балетных трупп покажут свои версии "Щелкунчика" по всей Великобритании, где их увидит четверть миллиона человек. Все эти разные версии предлагают мечту о Рождестве: о подарках, вечеринках, темных зимних ночах и старинном волшебстве. Мало кто из нас испытывал это в реальности, но эта мечта остается странно знакомой.
Благодаря популярности "Щелкунчика" билеты продаются по всему миру. Многие труппы, особенно в США, выживают только за счет доходов от "Щелкунчика". Представления начинаются на первой неделе декабря и часто продолжаются до конца января.
Танцоры ожидают сорок представлений "Щелкунчика" со смешением ужаса и предвкушения. Это танцевальный марафон, но наградой в нем служат восторженные вздохи детей, и осознание того, что ты участвуешь в уникальном произведении искусства.
Прежде всего, "Щелкунчик" — это волшебная музыка Чайковского, одна из самых популярных и запоминающихся в классическом репертуаре. Хореография Льва Иванова — одна из самых очаровательных за всю историю балета, а либретто Мариуса Петипа, сентиментальное до сладости, пронизано психологизмом и легкой меланхолией.
Ежегодное возрождение этого балета, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1892 году, напоминает нам о том, как бежит время. Солистка Королевского балета Клэр Калверт, которая в этом году танцевала Фею Драже на первом утреннике сезона, участвует в "Щелкунчике" с 1999 года, когда ей было 11 лет. "Для меня Щелкунчик — это Рождество, — говорит она. — Я была девочкой из первого акта, в белом платье с высоким воротником. И каждый год в этом самом платье танцует новая девочка".
Действие "Щелкунчика", созданного по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана, происходит в Нюрнбергском доме XIX века. Семья Штальбаумов отмечает Рождество, снаружи падает снег, а внутри тепло и веселье, игры, пряники и марципан, и даже фокусник, загадочный Дроссельмайер. А в центре всего этого, между детством и юностью, дочь Штальбаумов Клара (Маша в русских постановках). Клара засыпает, просыпается в полночь и обнаруживает, что все вокруг изменилось: она стала маленькой, как кукла, игрушки ожили и ведут войну с мышами, а уродливый Щелкунчик превращается в принца.
Должно быть, в этом еще одна из причин популярности "Щелкунчика" — он переносит нас в идеальное детство. Мир Клары благополучен и безопасен, даже во время путешествия в волшебное королевство она не покидает своего дома, где тикают часы и пахнет корицей. Все ее приключения — это превращение знакомого в фантастическое.
Тем не менее, русские критики во время первого представления разгромили балет. Одни сочли, что такое количество детей на сцене делает зрелище слишком ребяческим. Другие, более проницательные, нашли структурные недостатки в либретто Петипа. В первом акте Клара — главная героиня, Дроссельмайер — настоящий волшебник, и ожидается, что во втором акте Клара и принц будут играть активные роли.
Однако в начале второго акта мы оказываемся во Дворце сладостей, где правит Фея Драже, которая внезапно становится главной героиней, тогда как Клара и ее принц довольствуются ролью зрителей. И, несмотря на увлекательные дивертисменты, они так и остаются зрителями. Большое па-де-де, музыкальную и хореографическую кульминацию балета, исполняют не Клара и принц, а Фея Драже и принц Оршад.
Гэри Авис, который более десяти лет исполнял партию Дроссельмайера в Королевском балете, объясняет, что большое па-де-де показывает Кларе, что такое любовь. Взрослые зрители это понимают, но дети, которые полюбили Клару в первом акте, хотят, чтобы у нее было приключение, хотят видеть историю, а не серию танцев.
Хореографы и режиссеры решают эту проблему больше века. В 1919 году русский хореограф Александр Горский создал свою версию, в которой избавился от Феи Драже и ее спутника и отдал их партии Кларе и принцу. Эти перемены не только помещают Клару в центр действия, но и дают ей романтическую линию, а балет становится метафорическим путешествием из детства в юность.
Однако "Щелкунчик" Горского вызывает свои вопросы: должна ли девочка Клара исполнять первый акт, а взрослая балерина в этой роли — технически сложный второй, или эту роль с самого начала стоит отдать взрослой женщине?
Как ни странно, эти проблемы, и постоянные попытки их решить, только добавляют популярности "Щелкунчику". Это живое, развивающееся произведение, а не музейный экспонат. Существуют как большие традиционные постановки — "Щелкунчик" Джорджа Баланчина в Нью-Йорк Сити балет, Юрия Григоровича в Большом театре, Питера Райта в Королевском балете, — так и ревизионистские постановки Марка Морриса, Мэттью Борна и других.
"Вот мы и стали на одного "Щелкунчика" ближе к смерти", — сказал балетный критик Ричард Бакл в 1972 году, и иногда с ним сложно не согласиться. Однако в любом случае танцор вы или зритель, смотрите ли вы "Щелкунчика" в первый раз или пятидесятый, когда вы слышите первое пиццикато, что-то происходит. Называйте это волшебством, если хотите, но действует безотказно.