РИГА, 9 дек — Sputnik. Нет никаких сомнений в том, что проект Rail Baltica никогда не окупится. Наконец, стало ясно, что концепцию высокоскоростных поездов невозможно реализовать, построив Rail Baltica с одной колеей, даже если сэкономить на заборах, шумозащитных стенах и виадуках, заявил бывший вице-президент Латвийской железной дороги Айварс Стракшас.
Он напомнил: в 1990-е существовало сообщение между Ригой и Таллином и Пярну, и его закрыли по причине малого пассажирооборота.
"В начале 1990-х на поезде можно было добраться из Риги в Таллин и Пярну. Этот маршрут был закрыт в 1992 году. Причина была очень проста - некому ездить. И это при том, что на тот момент в Латвии проживало на 400 000 человек больше, чем сегодня, а в Эстонии - на 100 000. И это при том, что автомашин на душу населения тогда было в разы меньше. И даже при всем этом ездить по этому маршруту было некому.
Что изменилось сейчас?
Потенциально меньше пассажиров - вот и все", - считает Стракшас.
По поводу грузоперевозок по Rail Baltica он также выразил скептичное мнение.
"Железной дороге придется конкурировать по стоимости с автомобильным транспортом. Это реально, когда речь идет о наливных и насыпных грузах", - отметил он. Но по маршруту Rail Baltica можно разве что возить древесину в Европу.
"А усугубляется все это тем, что вы даже не сможете быстро попасть в центр Риги без пересадки. Ну и кому нужна такая линия? Тем немногим эстонцам, которые возжелают добираться до Каунаса, или литовцам, собравшимся погулять по Таллину, такое решение подойдет. Но Риге оно ничего не даст, кроме лишнего миллиарда, потраченного на Рижский вокзал", - считает Стракшас.
Он задается вопросом: даже если Rail Baltica будет построена, как долго у Латвии и Эстонии хватит терпения оплачивать убытки?
"До следующего финансового кризиса? До капитального ремонта, если ЕС снова не даст денег?
Так каковы шансы, что новую ж/д дорогу не постигнет судьба маршрута Рига - Таллин, закрытого в 1990-х?
В любом случае это отличная от нуля цифра", - заключил он.
Напомним, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии и железнодорожная отрасль предлагают осуществлять проект поэтапно, в первую очередь руководствуясь объемом софинансирования, одобренного Еврокомиссией.
В Латвии Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Baltica, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.
Минсообщения Латвии на фоне значительной нехватки финансирования предложило новую схему реализации проекта, а также предоставило новые расчеты стоимости с учетом изменения ряда технических моментов.