Эксперт: может ли Латвия остаться без интернета

Последние события, связанные с повреждением кабелей связи, заставляют задуматься: а возможно ли такое, что Латвия полностью лишится доступа к интернету
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 9 дек — Sputnik. После инцидента в Балтийском море в ноябре, когда предположительно китайский корабль повредил кабели связи, возникает вопрос – можно ли отключить Латвию от глобальной сети? Отвечает председатель правления Латвийской ассоциации интернета Андис Ариньш.
Что жители Латвии чаще всего заказывают в интернете
"У нас есть три основных соединения, - говорит Ариньш. - Это морские кабели, наземные кабели и спутниковые соединения через космос. Из Латвии два морских кабеля идут в Швецию, один из них на Готланд, еще один из Лиепаи в Швентою в Литве, откуда снова на Готланд".

Данные идут там, где быстрее и дешевле

У Эстонии даже восемь морских кабелей, большинство из которых со Швецией. Наземные кабели в широкой сети соединяют Латвию с соседними странами. "Это создало решение с высокой доступностью", - отмечает Ариньш. В повседневной жизни интернет-данные идут туда, где меньше загруженность или ниже цена.
"Кабели кому-то принадлежат, например, телекоммуникационным операторам, но есть те, кто арендует каналы, и это бизнес-решение, какие и когда загружать", - говорит Ариньш. Спутниковое соединение стало доступнее даже для домохозяйств, его широко используют телевидения. "Оптический кабель имеет большую емкость, но в критической ситуации также хорошо подходит спутник", - говорит Ариньш.

Антиутопическая ситуация

Можно ли оставить Латвию без подключения к интернету с остальным миром? "Если одновременно перерезать все морские кабели, останутся еще наземные", - напоминает Ариньш. Перерезать все наземные кабели – это уже была бы антиутопическая ситуация, тогда осталась бы только связь со спутниками. Тогда было бы невозможно обеспечить всех пользователей YouTube на полную мощность. Однако внутри страны интернет бы сохранился.
Интернет-сеть на самом деле настолько широка, что ее невозможно легко уничтожить. Ариньш: "Она формировалась долгое время, об этом мы думали уже много лет назад. Геополитическая и высокодоступная безопасность идут рука об руку. Работа над тем, чтобы связи были быстрее и доступнее, также создает больше резервов".

Охрана на страже каждый день

Повреждение кабелей в Балтийском море не оставило ни Швецию, ни Литву без интернета, хотя на некоторые услуги это повлияло. "Обычный интернет, когда мы хотим, например, открыть какой-то сайт, труднее саботировать, чем соединение между дата-центрами. Такие каналы передачи данных сложнее реорганизовать", - признает Ариньш.
Теоретически можно не перерезать кабели, а устроить кибератаку, нарушая необходимую для интернета инфраструктуру внутри страны. Ариньш подчеркивает, что об этом думают, и с февраля 2011 года под эгидой министерства обороны работает CERT.LV, которая проводит учения, отражает кибератаки, ищет возможные уязвимые места. "У нас также есть новый закон о кибербезопасности, который заставляет компании и учреждения думать об этом", - добавляет он. И в конце концов каждый сам должен быть осторожным и следить, какие ссылки открывать.
Опрос: насколько жители Латвии зависимы от интернета
Интернет-хозяйство Латвии находится в гораздо лучшей ситуации, но опыт других стран показывает, что отключение от Сети возможно. В этом году несколько африканских стран в течение четырех месяцев трижды пострадали от серьезных интернет-сбоев. 12 мая рано утром были перерезаны два подводных кабеля у Южной Африки, в марте проблемы вызвал повреждение четырех кабелей у побережья Западной Африки, в феврале якорь корабля разорвал три кабеля в Красном море.
Последний инцидент повлиял на Восточную Африку, и здесь проявилось, насколько готова каждая страна. У Кении были альтернативы, и она не пострадала, но, например, Танзания потеряла 70% интернет-доступа. Чаще всего кабели перерезают, когда корабли близко к берегу тянут якорь, но возможны также подводные обвалы скал, как в марте у Западной Африки, и сейсмическая активность. На ремонт кабелей уходят дни и даже недели, в зависимости от погодных условий. Например, у Западной Африки это заняло более месяца.