РИГА, 2 дек — Sputnik. Латвийская железная дорога на протяжении нескольких лет стремительно теряла грузы из-за того, что Россия постепенно перенаправляла их в свои порты, но с началом СВО на Украине и введением санкций этот процесс ускорился. Latvijas dzelzceļš (LDz) уже не хватает собственных доходов, чтобы покрыть расходы на содержание инфраструктуры, в результате государство вынуждено дотировать LDz — уже пятый год.
Всего для стабилизации финансовой ситуации компании выделено около 100 млн евро. В 2020-м предприятие в виде чрезвычайной помощи получило от государства более 45 млн евро. Поддержка была предназначена для увеличения основного капитала и финансовой стабилизации. В 2022-м понадобилось еще 40 млн евро — для погашения налоговых задолженностей и достижения финансового баланса. В 2023-м LDz получила еще 10 млн евро. Но потребность в помощи не исчезла.
"К сожалению, другие доходы не покрывают убытки, поэтому расходы, которые у предприятия возникают в связи с управлением и содержанием инфраструктуры, не могут быть покрыты в полном объеме", — пояснила представитель LDz Агнесе Лиците.
В этом году планируется выделить еще 47 млн евро.
"Готовится следующее распоряжение, чтобы увеличить основной капитал LDz на 47 миллионов евро. Так у предприятия появятся средства, чтобы рассчитаться по всем налоговым задолженностям и, возможно, по каким-то неоплаченным счетам", — сказал директор департамента коммуникации Министерства финансов Латвии Алексис Яроцкис.
Тем временем Минсообщения готовит план реорганизации работы компании. Надо считаться с тем, что объем грузов не вырастет.
"Акцент — на пассажирскую инфраструктуру. Соответственно, насчет железной дороги надо понять, что, возможно, не надо содержать рельсы в течение всего дня от Екабпилса до Добеле. Или от Екабпилса до Елгавы. Ясно, что там в ближайшее время ничего не поедет", — отметил советник министра сообщения Янис Мейранс.
Это может означать, например, необходимость снизить класс содержания для определенных участков.
Компания не платит соцвзносы, страдают работники
Так как у предприятия долгое время не было возможности вовремя рассчитаться с государством, за работников обязательны взносы социального страхования вовремя тоже не платили. Острее всего это чувствуют работники, которым надо отправляться на пенсию. За последние годы не один работник, получив расчет пенсии, узнал, что она будет меньше, чем реально заработанная, поскольку предприятие задолжало государству.
В 2020-м во время коллективного увольнения обнаружилось, что работники, которые решили уйти на пенсию, не могут получить ее в полном объеме. Об этом они узнали в Госагентстве социального страхования.
"Там ему вдруг говорят: знаете, но за вас не заплачены обязательные взносы страхования. У человека полный шок", — рассказала заместитель председателя Союза свободных профсоюзов Гита Ошкая.
И эта ситуация продолжается.
Сейчас неуплаченная сумма взносов составляет около 9 млн евро. И в этом году взносы социального страхования за работников железной дороги за август, сентябрь, октябрь и ноябрь планируется отложить.
"Речь о том, что уплата налогов откладывается, а не так, что они вообще теряются. Это может быть краткосрочное явление, в любом случае ограниченное по времени", — отметил представитель министерства благосостояния Эгилс Зариньш.
Хотя, когда компания выплачивает взносы, пенсия пересчитывается и пенсионеру возвращается долг за предыдущий период, профсоюз заявляет, что такая ситуация неприемлема. При этом другие выплаты — такие как пособия по безработице, болезни или материнству — эта ситуация не затрагивает.