"Мы проект за 9 млрд не утверждали": кабмин Латвии не знает, что делать с Rail Baltica

Кабмин Латвии 26 ноября так и не рассмотрел полноценно доклад Минсообщения по поводу Rail Baltica. Единственное, в чем появилась ясность, это в намерении сократить расходы на проект. Также достигнута предварительная договоренность о том, с чего начинать работы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 27 ноя — Sputnik. Министерство сообщения подготовило информационный доклад "О сценарии реализации проекта Rail Baltica на территории Латвии". В нем в качестве приоритета в рамках первой очереди предлагается строительство одноколейной трассы от границы Литвы до границы Эстонии, а также ее соединение колеей европейского стандарта с одной из двух международных станций в Риге (Центральным вокзалом или Рижским аэропортом). Перед завершением первой очереди предлагается соединить обе упомянутые станции в рамках существующей железнодорожной инфраструктуры.
Предполагалось согласовать доклад до недели государственных праздников. Но ряд министерств подали возражения: Минфин критикует документ за отсутствие внятного анализа экономических выгод, Минкультуры требует сохранить ценные объекты на территориях, где пройдет строительство, и другие.
Тем не менее коалиция договорилась начать рассматривать предложенный Минсообщения сценарий в правительстве, чтобы затем продолжить переговоры о возможных уточнениях. Дискуссия на заседании 26 ноября вышла бурной и долгой - премьер Эвика Силиня даже заставила депутатов сложить мобильные телефоны в специальный ящик, чтобы они не отвлекались.
Министерства не согласовали сценарий реализации первой очереди Rail Baltica
Но полноценного рассмотрения доклада все равно не состоялось. Потому что, по словам премьера, сначала надо определиться, где надо начинать строительство в первую очередь, а где — остановить возможные расходы на мероприятия, которые Латвия пока что реализовывать не планирует.
Силиня подчеркнула: надо максимально "урезать все "экстры" и прийти к максимально функциональной линии". Поэтому правительство смогло достичь лишь предварительного решения о приоритетах проекта, чтобы затем двигаться к функциональной железнодорожной магистрали с учетом доступного финансирования.
"Красиво говорить о направлениях — это одно, но у нас реально нет денег на все эти проекты. (…) Правительство никогда не утверждало проект на 9 миллиардов евро, так что это все только в глазах реализующих проект. Правительство такого мандата никогда не давало", — заявила Силиня.
Большинство правительства поддержало идею: поскольку пока нет гарантий, что для предложения Минсообщения финансирование будет найдено, надо концентрироваться (и направлять ресурсы) на важнейшие участки — на основной трассе и международных вокзалах.

Рига пока в стороне

Правительство предварительно одобрило намерение построить основную трассу Rail Baltica европейского стандарта (1435 мм) по такому маршруту: латвийско-литовская граница — Миса — Упеслеяс — Вангажи — латвийско-эстонская граница. Строительство должно начаться с участка от литовской границы до Мисы и последовательно продолжиться в соответствии с доступным финансированием.
Также правительство предварительно договорилось о том, что начатые строительные работы на Центральном вокзале и в аэропорту должны быть завершены в минимальном объеме, чтобы обе станции могли начать обслуживать поезда, использующие нынешнюю колею — 1520 мм. Это значит, что в ближайшие годы скоростные поезда Rail Baltica в Ригу заходить не будут, соответственно, пассажиры из Риги смогут попасть к новой европейской магистрали по нынешней железнодорожной инфраструктуре.
У Латвии нет денег, чтобы построить Rail Baltica, но еще нужно содержать инфраструктуру
Премьер признала, что вопрос о подключении Rail Baltica к Риге доставляет больше всего головной боли. Она также раскритиковала министра сообщения Каспарса Бришкенса ("Прогрессивные") за то, что тот настойчиво предлагает построить дорогое соединение трассы со столицей.
Министр сообщения на критику премьера ответил, указав, что его ведомство старается найти новые источники экономии в бюджете.
"Министерство сообщения свою работу сделало. Мы уменьшили расходы на первую очередь более чем на 3 миллиарда евро и принесли правительству реалистичный план реализации, не строя замков мечты. Предварительное решение правительства — четкий сигнал для Евромиссии и партнеров проекта, которые давно этого ждали. Оно подтверждает готовность правительства взять общую ответственность за реализацию Rail Baltica и вносит ясность насчет дальнейших шагов. (…) В то же время мы продолжим детально и в сотрудничестве с другими министерствами вопросы, связанные с созданием основной трассы, по которым соглашение еще не достигнуто", — отметил Бришкенс.
Конкретное решение правительство пока не приняло. Подготовленный Минсообщения доклад к сведению пока не принят. Министры договорились вернуться к вопросу 10 декабря. К этому времени министерство сообщения должно подготовить уточненный проект решения, который включит предварительное соглашение по сценарию для первой очереди проекта, определив приоритетные работы и участие других министерств в Rail Baltica.